Как летать на минивингах...
И снова здравствуйте! Сегодня мой офис – это фургон. Я хочу записать видео о том, чем отличается полёт на мини-крыле в сильный ветер от полёта на обычном параплане в нормальный ветер. Это видео полностью посвящено мини-крыльям, то есть полётам в турбо-режиме, когда слишком ветрено.
Поднимемся на гору. По прогнозу довольно ветрено – около 20–22 миль в час (примерно 32–35 км/ч). Я хочу рассказать о полётах на мини-крыльях и о том уровне подготовки, который нужен, чтобы делать это безопасно.
Мне очень повезло: последние недели в Великобритании стояла прекрасная погода. Вчера был отличный термичный день, лёгкий ветер, и я сделал небольшой маршрутный полёт. Сегодня только что прошёл сильный шторм, а теперь снова красота. Наверху немного дует, но это не важно, потому что я собираюсь летать в турбо-режиме.
Мини-крылья бывают разные – от безумных, почти акробатических, рассчитанных на профи, до таких, как у меня за спиной, которые подходят пилотам с опытом всего пару лет. У меня было несколько Niviuk Zion, несколько Roller 1, а теперь новый Roller 2 – и я его просто обожаю. Он очень безопасный, совсем не агрессивный, не пытается «убить» меня. Это просто потрясающее фановое крыло.
Парапланеризм, как вы знаете, – спорт для хорошей погоды. Окно для полётов узкое: чуть сильнее ветер – и уже нельзя лететь. Мини-крылья и турбо-режим дают гораздо больший диапазон. Например, если ветер 15 миль в час (примерно 24 км/ч), для многих парапланов это уже слишком. А на мини-крыле можно спокойно летать. Я даже летал в 11–12 миль в час (примерно 18-19 км/ч). А если отпустить триммера, можно ускорять крыло – как-то я полетел при 31 миле в час (примерно 50 км/ч), но это было глупо. Оптимально для этого параплана – до 25 миль в час (примерно 40 км/ч). Это открывает больше возможностей: проехал 2–3 часа до горы, а там сдувает – не обязательно сидеть и смотреть, как другие. Можно летать самому.
Есть и другие плюсы: мини-винги очень маленькие и лёгкие, удобно подниматься в гору. Запаску я не беру, потому что летаю низко. Использую крыло больше для наземки, ваггас (полёт в динамике у склона), низких виражей. Высоко на нём не летаю. Если вдруг поднялся, выхожу из потока и возвращаюсь вниз.
Многие думают: «Как запустить параплан при 20–25 милях в час? Его и в 15 еле удержишь». Но с мини-крылом надо мыслить иначе. Допустим, у вас параплан 26–28 м² – это много ткани, и ветер дует по всей этой площади. И ты думаешь: «Чёрт возьми, я не могу это удержать». Кроме того, обычные парапланы, как правило, летают со скоростью около 23 миль в час (37 км/ч). При старте они поднимаются медленно. А у мини-крыла 16–20 м² – ткани меньше, гораздо меньше, и тянет его меньше. С маленькими крыльями проще – они поднимаются немного быстрее, но и остановить их проще. Они немного более чувствительны...
И вот – вы стоите спиной к ветру и удерживаете его на земле, думая: «Боже мой, какой ветер!». Но поскольку мини-винги маленькие, то потом, когда вы отпускаете руки, и они выходят, тяга уменьшается. Они не тянут вас по ветру, как ракета. Они очень быстро проходят зону тяги. Так что, пока не попробуете, нужно относиться к ним немного иначе.
Скоро у меня будут новые беспроводные микрофоны DJI, так что во время полёта звук будет лучше. А ещё, когда погода окончательно наладится, я планирую сделать несколько XC-видео: буду рассказывать, куда лечу, почему, как беру потоки, как иду вдоль облаков и так далее.
Итак, сейчас я почти на старте. В полёте говорить не буду – Insta Go3 снимает хорошо, но звук ужасный. Так что всё расскажу до и после.
Здесь ветер около 15 миль в час (примерно 24 км/ч). И как раз пока я шёл наверх, меня осенило кое-что ещё. Весь мой канал – это просто мои идеи. И за 39 лет у меня всё это работало. Я не говорю, что это лучший или единственный способ. Просто это мой способ действий. Так вот, кто-то вчера написал мне в чате, по сути, намекая, что я ошибаюсь насчёт использования на посадке только клевант при сильном ветре, и что мне следует использовать задние ряды. Что ж, возможно, он прав. Это может сработать для него гораздо лучше. И если это так, то замечательно. Я никогда не чувствовал необходимости возиться с клевантами и рядами одновременно. Я просто резко затягиваю клеванты, и крыло просто срывается на землю. Как только оно опускается, я использую задние ряды. Но в любом случае, вы, возможно, видели мой ответ. По сути, я говорю парню: «Отлично, покажи нам, почему твой способ лучше. Покажи нам видео».
Ладно, старт: без передних рядов, просто отпускаю клеванты и отклоняюсь назад. Теперь немного наземки. Смотрите, держу клеванты в руках, как легко удерживать «кобру». Учтите, дует 15–20 миль в час. Такие крылья простые, если у вас есть немного практики или наставник. Я бы советовал позаниматься хотя бы день-два с инструктором. Сейчас ветер уже 20–22 мили в час, но крыло очень отзывчивое, сразу делает то, что скажешь, не как обычный параплан с задержкой. Чтобы погасить – просто затяните клеванты.
Ещё один старт: опять без «А-рядов», просто отклоняюсь назад. Крыло само выходит наверх. И мы в воздухе!
[полёт]
Мягкая посадка. Отличный день!
Если вы хотите научиться летать на мини-крыльях со мной – свяжитесь через сайт, всё организуем.
Перед завершением ещё раз покажу технику старта: клеванты отпустил, отклонился назад – и крыло наверху. «А-ряды» не нужны. При наземке всё просто: потянул вправо – крыло вправо, влево – влево. «Кобра» удерживается легко.
Теперь про триммерам. После посадки они полностью затянуты. Теперь отпускаю оба – крыло на максимальной скорости. Затянул назад – снова медленный режим. Всё очень просто.
Ещё один старт: клеванты отпустил, отклонился назад – и крыло встаёт. Ветер всё ещё 20 миль в час. Посадка, развернулся, дал клеванты – и крыло вниз. Всё.
Можно и традиционный старт: клеванты в руках, пальцами слегка тянем «А-ряды» – и крыло выходит. Но я обычно просто отклоняюсь назад.
После посадки: подтягиваю задние ряды, собираю все ряды вместе, складываю крыло боком к ветру, подгибаю ухо и начинаю паковать с подветренной стороны. В сильный ветер мини-крыло требует особой техники не только в полёте, но и при укладке.
Сейчас дует уже 25 миль в час. Если проведёте день-два со мной, я научу всем этим приёмам.
