Домой NIVIUK в России

Дарим радость полёта с 2013 года!

Artik R2 – отзыв Юрия Грачевского

 

Впечатления от первого полёта в бризу на Artik R2 («горячие», как свежие пирожки).

 

 

При первом полёте крыло понравилось сразу. Оно действительно сильно отличается от первого Артика. Ход клевант сделан иначе – чувствуется большой люфт. Возможно, это связано с тем, что аксель работает по-другому. Нужно ещё проверить на полной тапке, как в этот момент ведут себя клеванты: может быть, именно там запас хода сокращается, и поэтому они сделаны чуть длиннее. Но по идее такого сильного всё равно быть не должно. На первом Artik R этот момент очень органичен, отпуская ручку ты уже клеванной чувствуешь крыло.


Что касается устойчивости, в конструкции Artik R2 добавлено четыре дополнительные ячейки (то есть около пяти новых нервюр) относительно первого Артика. Это ощущается сразу: крыло стало заметно стабильнее на полном акселе. Если на первом Артике при стопроцентном выжиме крыло начинало немного колбасить, особенно по ветру, когда скорость достигала около 90 км/ч, то ощущения были не очень комфортные. Лететь можно, но страшновато, поэтому чаще всего я летал примерно на 90 % акселя. Здесь же на стопроцентном акселе крыло вообще не шатает. Конечно, задние ряды полностью отпускать нельзя – их нужно держать для контроля, но при этом само крыло уже не раскачивается так, как раньше.


При выжиме акселя на половину второй ступени (50%) – всего их три, но я сразу иду на вторую – крыло не проседает ни на миллиметр. Оно идёт по той же траектории, просто начинает ускоряться. Ускорение происходит более плавно, чем на первом Артике: там крыло сразу немного просаживалось и моментально начинал шуметь в ушах ускоряющийся поток воздуха. В новой версии это происходит с задержкой примерно в секунду, и при этом крыло не клюёт вниз. Это произвело сильное впечатление.

 

В условиях морского бриза (при полёте вдоль берега туда-сюда) прирост скорости оказался очень заметным: с 28 км/ч (на балансе) до 45 км/ч (на полном акселе). Полный аксель давал около 50% прироста скорости (относительно баланса). Этот прирост можно считать близким к истинному.


Глайд тоже ощущается немного лучше. Разница не огромная, но переход к вертолётной площадке (на первом я делал это лишь один раз, а на втором пошёл туда схода) теперь не вызывает никаких сомнений: с разгоном на акселе появляется полная уверенность, что по глайду всё проходится хорошо.


Управляемость на задних рядах оказалась просто фантастической. По большому счёту, клеванты в полёте почти не нужны – они остаются лишь для резких манёвров или быстрой компенсации.

 

Теперь надо выбраться на континент и потестить крыло там. В первую очередь разобраться с люфтом клевант. Этот вопрос меня сильно озаботил. С помощью чата GPT мы сделали сравнение моего отзыва со всеми доступными – и вот что вышло: пока похоже на то, что мне попался экземпляр, где просто не пожалели строп на клеваны. Надеюсь это так, и я просто перевяжу их на 10 см выше. Посмотрим. Может Нивиук пришлет мене стропы покороче? Вмести с новыми клевантами))) Они, клеванты, кстати, какие-то толстые и круглые. Как валенки. Никакой изящности. Их я хочу поменять на обычные, какие были на Артике 1R, да и на всех моих крыльях до этого.

 

Ну и дополню...


Cтарт – ничего особенного. В сильный ветер в роторе стартовал, как обычно.


Посадка – мне показалось даже полегче/помягче (на видео выше видно).

 

Но крыло в общем просто Бомба! Я счастлив как мальчишка! ЕЕЕЕ!!!!

 

Про комплект - я решил сделать его минимальным для максимальной свободы своего перемещения с ним. Цели хайк/флай у меня нет, цель - сдавать в самолете рюкзак в ручную кладь. И по всему похоже это получилось. 50л рюкзак вместил всё. Его общий вес около 8-9 кг.


Само крыло пришло в новой концертине, с укороченной молнией. Не понял пока ее прелести, только ручки как на кофре для винтовки на ней. Прикольно)

 

Проверка клевант на акселе

 

Ну что, я сегодня осознанно все-таки еще раз в бризу полетал на новом крыле, потому что только в бризу, в стабильных условиях, можно понять, как работают все режимы. В термичке постоянно меняющиеся внешние условия не дадут той информативности, которая есть на побережье, хоть высота здесь и небольшая. Я не проводил тестирование на сложения крыла, мне было интересно именно исследование длины рабочей фазы клевант. И я сегодня сделал этот осознанный тест. И по результатам этого теста я действительно очень сильно удивлён тем, что этот люфт, который я именно так определил с самого начала, полностью исчезает на выжатом 100% акселераторе. То есть то, как я держу клеванты, управляя задними рядами на полном акселе, в полной мере соответствует правильному переходу к управлению клевантами с задних рядов. На полном акселе, если я отпускаю ручки задних рядов, то моментально начинают работать клеванты с задним рядом. И никакого люфта вообще нет. Ну может быть один сантиметр, но это не ощущается. Я это сегодня раз 5, наверное, проверил и пришел к тому выводу, что укорачивать клеванты я совершенно точно не буду. Видимо они поменяли геометрию крыла, или распределение строп, не знаю.

 

Ну в общем, я фанат Artik R! И теперь Artik R2! Сегодня даже птицы не смогли выкрутить так как я!)))

 

Artik R2 24 и Arrow P M (с надувным протектором) в ZipNKare M

 

 

Спустя 3 месяца...

 

«Ну что, пришла пора дополнить мне свой отзыв о крыле Artik R2. Несмотря на мой небогатый опыт, уже два года из трёх я летаю на крыльях Artik R. Сначала это был первый, который поразил меня до глубины души, а теперь второй, который уже принёс мне огромное количество восторга и положительных эмоций.

 

Сам я по образованию инженер и довольно хорошо разбираюсь в технологиях. Но касаемо парапланов и полётов, рациональное, физическое и математическое восприятие ушло далеко на второй план. Осталось восприятие чисто ощущений, которыми я и хочу с вами поделиться.

 

Я уже писал о своём первом полёте в динамике, когда крыло поразило меня своим глайдом и устойчивостью, особенно устойчивостью на полном акселе. И вот теперь целый месяц я провёл в самых серьёзных рекордных условиях мира – в Бразилии, в Сертао, где до сих пор существует непобитый мировой рекорд по дальности полёта. Именно в этих условиях мне удалось полетать.

 

В первую очередь хочу сказать, что я всё время грузил эти крылья по верхней границе вилки. Но то ли стресс, то ли дальняя дорога – как оказалось на второй день полётов, я оказался на 7 килограммов ниже верха вилки крыла. То есть я похудел на 7 килограммов и стал грузить крыло чуть выше середины. Сначала я немного испугался, но по факту не сказал бы, что крыло стало менее стабильным из-за этого. И что характерно – за всё это время у меня не было ни одной фронталки.

 

Это очень часто случалось на первом Артике, особенно на выжатом акселе. Причём первый Артик Р я боялся выжимать на полный аксель, потому что в этом режиме крыло вело себя очень нестабильно – его шатало, и мне это сильно не нравилось. Второй же Artik R2 на полном акселе идёт как по рельсам. Нет ощущения, что крыло вот-вот сорвётся.

 

Много было условий турбулентности, которые, конечно, не сравнятся с горными, но тем не менее, – шатало и кидало меня как следует. Один раз я попал в ротор, и у меня сложилось, наверное, больше чем две трети крыла, часть попала в стропы, и мне пришлось попотеть, чтобы его расправить. Но это была явная моя ошибка – к крылу претензий никаких нет. В ротацию оно не вошло, через некоторое время я его расправил и успешно продолжил стабильный полёт.

 

Во всех остальных ситуациях, как бы меня ни кидало, ни бросало, складывались иногда уши или половина крыла, но никогда это не приводило ни к каким ротациям. Чувствовал я себя всегда уверенно и спокойно и продолжал полёт, не обращая на это внимания.

 

На старте было много сложений, потому что условия специфические, но опять же – ничего критичного. Как-то раз при сильном ветре довольно опытный спортсмен на Photon не смог выбраться вперёд, а я в то же время на полном акселе медленно, но верно вышел вперёд со склона. Вряд ли это можно напрямую сравнивать, потому что я не знаю ни его веса, ни размера крыла, но факт остался фактом.

 

За этот месяц я только усилил свою радость обладания этим крылом и могу от чистого сердца рекомендовать его всем любителям двухрядных C-крыльев. Это крыло очень летучее, с прекрасной обратной связью, великолепно управляемое. Есть вопрос к длине клевант, но пока я не решил, буду ли их укорачивать – уже научился летать так. Посмотрим: полетаю ещё в других условиях, может, найду себе поинтереснее турбулентность.

 

В основном я летал, управляя задними рядами, клеванты использовал только на старте, посадке и при выкручивании узких потоков. Крыло очень комфортно управляется задними рядами.

 

Я могу рекомендовать Artik R2 абсолютно всем, кто хочет получать от полёта максимальное удовольствие.

 

Да, подвеска у меня Arrow P L с надувастиком и все это влазит в новый рюкзак 50л. Что позволяет мне без труда выбираться из безлюдных мест к ближайшим барам)))»

 

 

Телеграм канал Юрия: Бразилия. Приключения парапланериста.