Beyond Glides. Обзор Niviuk Hiko P.
Привет! Первоначально это видео озвучивал и комментировал Стефано, мой ученик, потому что именно он летает на этом крыле, но, к сожалению, техника дала сбой, и аудио записать не получилось. Поэтому сейчас говорю вместо него я, его инструктор, но весь опыт с этим крылом принадлежит Стефано – он эксперт.
Переходим к обзору
Стефано летал целый год на Epsilon DLS от Advance – крыло low-B, и в этом сезоне он хотел попробовать немного более летучее крыло. Theta ULS, облегчённый mid En B от Advance, вышедший прошлой весной, идеально соответствовал его требованиям, но был очень дорогим. Вместо этого нас привлёк Hiko P от Niviuk, который вышел всего несколько месяцев назад.
Hiko P очень похож по концепции, только другого бренда. По характеристикам это типичный mid-B: 55 секций, вес 24го размера – 3,3 кг, удлинение 5,5 – обычное для среднего B.
Матералы
Как и ожидается от лёгкого крыла, Hiko P можно упаковать очень компактно – для хайк-н-флая это, конечно, блестяще. Но есть и неодстатки. Например, на очень крутом старте, как в Дёмоне – а старт там действительно экстремально крутой – даже маленький порыв ветра поднимает весь купол, надо выжидать. Вот здесь кадр со старта: он был очень тесный, с травой, камнями, колючками. Там не было шанса на нестарт (площадки внизу нет) – нужно взлетать сразу, как только поднял крыло. Это был один из самых сложных стартов, что мы вообще делали.
Теперь вернёмся к крылу. В нём стоят нитиноловые жёсткости. Они отлично гнутся, но сразу же возвращают свою форму, у них есть «память», и они не ломаются, как другие.
Стропы имеют цветовую маркировку, их удобно сортировать по рядам. Они без оплётки, поэтому, цепляются за траву – это типично для лёгких крыльев. Но, имея опыт, разложить их не проблема. Основные стропы потолще, а на верхних ярусах они более тонкие.
Ряды с разделённым А-рядом. Это значит, что уши складываются за отдельный А-ряд, что очень практично. Ещё есть система управление С-рядами – особенно полезна в турбулентности, когда можно лететь на акселераторе и при этом управлять крылом рядами, а не клевантами. Это повышает эффективность управления. Насколько это заметно на крыле mid-B – не знаю, но приятно, что такая функция есть. В целом, ряды сделаны просто, что удобно при подготовке к старту.
Особенность рядов – крепление клевант: смесь магнита и застёжки (магниты фидлок). Думаю, Niviuk сделали лучший вариант среди производителей – могу только рекомендовать. Есть и минус. Стефано отметил, что на рядах нет маркировки «перед-зад». У Advance это есть. Так что при зацепе на карабины нужно следить, чтобы не перекрутить (Всегда нужно следить. Маркировка – не гарантия правильного пристёгивания рядов. Можно на автоматизме пристегнуть ряд с перекруткой на один оборот. Поэтому обязательно нужен контроль пилота. – прим. пер.).
Старт
Переходим к старту. Лёгкое крыло поднимается очень быстро даже при слабом ветре. Его легко остановить над головой, коррекции минимальные, оно почти не требует вмешательства.
При наземке Стефано быстро почувствовал крыло, управлял им очень точно. Это оказалось заметно проще, чем на Epsilon. Я видел видео, где он касался ухом земли и снова поднимал параплан, играл с крылом – такие штуки на Hiko P получаются прекрасно.
Даже на старте при более сильном ветре, как здесь, на Фональпштоке, всё прошло отлично – никаких проблем, и ничто не мешало приятному полёту.
Полёт
Стефано отметил, что на Hiko Pон может закладывать более крутые виражи, чем на Epsilon. Работа весом очень эффективна – можно легко уходить влево или вправо.
В видео этого не видно, но стоит сказать и про поведение в потоках. Современные крылья вообще хорошо обрабатывают термики – даже «Ашки», включая учебные. Они набирают почти так же хорошо, как и крылья более высокого класса. Главное здесь не столько сама способность набирать, сколько ощущения: как ты чувствуешь себя под крылом, комфортно ли, понимаешь ли импульсы, которые оно передаёт тебе через ряды и клеванты. И здесь Стефано с самого начала чувствовал себя очень комфортно. Он получал отличную обратную связь от параплана и от клевант, и через ряды. Лёгкие крылья в целом дают больше информации, чем тяжёлые.
Потом были манёвры – винговеры над облаками. Крыло быстро набирает скорость, винговеры выполняются без проблем, их легко инициировать и вывести.
Даже тогда, когда Стефано совершал свой первый полноценный полёт на Hiko P, он чувствовал себя в безопасности. И старт на Фональпштоке, с отвесного обрыва, он сделал идеально. Конечно, помог опыт наземки, но всё равно было впечатляюще.
Уши — тоже отлично: за счёт разделённых А-рядов они не хлопают, а сразу же выходят, как только отпустишь. Очень удобно.
Посадка
При посадке лёгкое крыло снова показывает себя хорошо: оно развивает отличную скорость для подушки. Мы сделали пока всего два полёта вместе с этим крылом, поэтому информации немного, но всё прошло без проблем. Уже на второй посадке Стефано смог разогнать крыло и сделать хорошую подушку – крыло работает, как надо.
Вывод
Итак, почему Стефано купил именно такое крыло. Во-первых, он много летает в формате hike-and-fly, а лёгкое крыло с его стартовыми качествами идеально подходит. Во-вторых, вес и объём упаковки – Hiko P можно очень компактно сложить, весит он чуть больше 3 кг. Кроме того, Стефано летает около 50 часов в год, и ему просто нет необходимости переходить на «Си» или «Ди». Поэтому выбор – mid-B. Ему очень нравится крепление клевант, и я его понимаю – на моей Ikuma 3 P стоит такая же система.
Для кого же Hiko P? Если вы любите hike-and-fly, летаете стабильно уже года два и хотите начать делать маршруты километров на 50 и больше – это отличное переходное крыло. Но и для тех, кто летает дольше и ценит высокий уровень пассивной безопасности, оно тоже прекрасно подойдёт. Я уверен, что на нём можно легко пролетать и 100, и 200 км. Но самое главное – это удовольствие и опыт, а не всегда только «производительность».
