Домой NIVIUK в России

Дарим радость полёта с 2013 года!

Flybubble Paragliding. Обзор параплана Niviuk Artik 7 P.

– У меня нет сомнений, что Artik 7 P по ЛТХ превосходит некоторые двухрядные «цешки».

– Нет, не может быть! Это невозможно!

 

 

А вот и возможно! Привет! Как дела? 

 

Я собираюсь сегодня поговорить с вами о Niviuk Artik 7 P – облегчённом параплане класса EN-C, который типа «двух-с-половиной-рядный». Но лично я всё-таки считаю, что в действительности это трёхрядка. Что я хочу сказать… Все эти «двух-с-половиной-три-двухрядки» и прочие парапланы в этом духе, скорее летят как трёхрядки. Но все хотят сделать двухрядку – они же особенные. И тут дело не в разнице в дизайне – она небольшая. Вопрос в том, как эти крылья летают.

 

Ну да ладно, давайте поговорим о качестве пошива, конструкции, материалах и обо всём прочем такого рода.

 

Artik 7 P – по описанию это ультралёгкий параплан, который и правда очень лёгкий. И да, чтобы посмотреть вес всех размеров, цвета и другие данные, зайдите на сайт и всё увидите… Поставляется он в облегчённой компрессионной сумке от Niviuk – ZipNKare P. Это действительно прекрасный подарок, очень лёгкий. В итоге у вас собирается очень лёгкий и компактный комплект… Смотрите, я хочу вам дать идею. Тут у меня Artik 7 P и Arrow P M, шлем, запаска, приборы, и они все в этом рюкзаке – Expe 80 от Niviuk, который реально хорош.

 

А что у нас по качеству? Качество пошива парапланов у Niviuk в последнее время очень и очень высокое. Смотрится красиво. Швы, материалы. Всё такое лёгкое, и очень хорошо держит форму. В крыле используются нитиноловые жёсткости, которые эту форму и держат, и сохраняют воздухозаборники открытыми. И если вы разложили крыло по уму, то это действительно хороший параплан для старта при слабом или даже попутном ветре. Но Artik 7 P не лучший вариант для пилота, который тянет за клеванты, будто руль трактора крутит. Он прежде всего заточен вокруг вот всего этого – пилотировании на ощущениях и умении чувствовать обратную связь. Для пилотов с хорошими навыками и техникой.

 

Давайте поговорим о старте при сильном ветре. Потому что при умеренном ветре, если говорить честно, большинство парапланов стартует легко, если только они совсем не начинают чудить, когда в воздухе турбулентно. Так вот, при сильном ветре единственное, что я скажу, это то, что Артик 7 не нужно сильно тянуть, потому что он будет быстро подниматься... слишком быстро. Но даже, если вы и сделали эту ошибку, крыло остаётся под контролем, его можно легко поймать и стабилизировать.


Artik 7 P – это параплан, который очень легко поднять в воздух. И даже при небольшом ветре вам не нужно использовать свободные концы. Я бы просто клал на них руки, откидывался назад – и таким образом выводил крыло. Но оно поднимается без каких-либо усилий, и пилот с определенным мастерством получит истинное удовольствие от этого ощущения – чувства связи с парапланом, прямого и понятного.

 

И поэтому я не думаю, что Артик 7 подойдёт тем пилотам, кто чересчур активно пилотирует. Если грубо дёргать клеванты, то можно немного раскачаться. Это словно игра молотком на пианино)))

 

Итак, на Артик 7 ты можешь взлететь даже с пологого склона, как только поднял купол над головой. Это создаёт такие приятные ощущения… Э-э, я, пожалуй, отойду от темы, потому что сейчас мне действительно нравится этот параплан. Он фановый, даёт хорошую обратную связь и приглашает поиграть с ним. Прямо на взлёте я очень хорошо чувствую, что происходит с крылом. Так что даже при довольно слабом ветре я могу поднять крыло, взлететь, и вот – ты уже скользишь!

 

И хотя Артик 7 отзывчивый, он не из тех, которые движутся... движутся сами по себе. Он просто реагирует на то, что ты ему «говоришь» делать. На самом деле, он очень хорошо себя ведёт и стабилен по тангажу. Но если разобраться, когда ты даёшь команду, он это делает, и делает это быстро. Так что это… хм… это проворный и манёвренный параплан.

 

Итак, когда ты взлетаешь, то сразу чувствуешь, что крыло дает тебе информацию. Я бы не сказал, что её очень-очень много, но её вполне достаточно. Я хочу сказать, что это обратная связь с акцентом на её передачу, а не на демпфирование. Артик 7 сообщает вам, что происходит в воздухе. И в то же время крыло очень монолитное, и очень цельное. Но при этом оно с тобой разговаривает и точно передаёт информацию. Ты чувствуешь, что делает воздух, что происходит в воздухе – параплан сообщает тебе об этом.

 

В то время, когда я тестировал довольно много двухрядок, некоторые из них – очень стабильные и задемпфированные, и ты не так сильно ощущаешь, что происходит, особенно когда погодные условия слабые. А в случае с Артиком 7 тебе реально приходится всё прочувствовать самому. Ты на прямой линии с воздухом. Ты внутри ощущения, что с тобой происходит, ты чувствуешь что-то наподобие этого: "О, вот тянет чуть-чуть туда…" – прям чувствуешь, как воздух ведёт тебя в ту сторону. Там термик... или вот здесь – вот для этого это крыло и сделано. Ты взлетаешь, "нюхаешь" воздух, находишь термик. И в дальнейшем появляется понимание: «О, кажется, он где-то вот тут рядом». Подруливаешь весом и попадаешь в поток. Он очень точно помогает тебе найти самую сильную часть подъёма. Заходишь в термик, начинаешь крутить – и крыло сразу отзывается, очень маневренное.


Artik 7 P напоминает мне такие парапланы, как Phi Allegro, Phi Maestro (первый и второй) – вот эту их характерную высокую юркость. Также Sigma 11 и Sigma 12. Хотя Sigma 12, мне кажется, стала крутить чуть более полого, но у неё всё равно сохранилась эта классная точность в управлении. Но Артик 7 – как будто на следующем уровне. У него с этим прям реально очень чётко.

 

Мне правда было кайфово на нём – летать, искать потоки, охотиться за термиками – он с этим справляется просто на отлично. Я заметил, что в те дни, когда тяжело выбраться с горы (а у нас такое часто бывает), и нужно прям точно зайти в ядро, зацепиться, закрутить и вылезти – так вот Artik 7 P делает это реально круто. Он отлично набирает, даже в очень слабом воздухе, и в резких, мелких, таких плотных ядрах – тоже делает это исключительно хорошо. Крыло, конечно, немного двигается, шевелится. Ты чувствуешь, что болтает, что турбулентно, но при этом можешь развернуться буквально "на пятаке" – прям в этих резких, колбасных ядрах. Были и другие дни, когда просто поднимало везде. И Артик снова показал себя на отлично. Но тогда я заметил, что двухрядные EN-C начинают выигрывать – за счёт своего преимущества в прямолинейной скорости.


Ход клевант от среднего до чуть короткого. Точка срыва очень чёткая… хм, но клеванты и правда не тяжёлые. Я бы сказал, что они скорее лёгкие. Я заметил, что полуоборот клевант вокруг запястья обеспечивает идеальный контроль параплана, если вы хотите поуже закрутить, особенно в сочетании со смещением веса.

 

Я тестировал крыло с подвесками Lightness 4 и Arrow P. Обе отработали хорошо. Но Lightness 4 показалась мне немного более подходящей для этого параплана. Как раз потому, что он очень юркий и маневренный. А Lightness 4 чуть более стабильная в условиях турбулентности. Arrow P немного более чувствительная. Я заметил, что в турбулентной «болтанке» они вместе (Artik 7 P и Arrow P) немного больше движутся, а с Lightness 4 как-то поспокойнее. Я думаю, что они обе – Arrow P и Lightness 4 – действительно хорошая пара к Артику 7, дело вкуса.

 

Когда летишь в реально жёстких, рваных условиях, Artik 7 P определённо даёт тебе это понять: он начинает больше двигаться, шевелиться. И, как по мне, он требует чуть более активного пилотирования, чем какая-нибудь более стабильная двухрядка. Если пилот не умеет летать активно – крыло будет заметно больше болтать. Вы получите больше обратной связи о том, что происходит, и это может сбить с толку. И те пилоты, которые недостаточно хорошо понимают, что происходит с воздухом, предпочитают менее информативное снаряжение. Так что, я думаю, что им больше зайдёт стабильность и устойчивость к сложениям двухрядок. Они, как правило, более задемпфированные – ну, за исключением спортивных, соревновательных крыльев. И вот кому-то это больше по вкусу, потому что такие крылья дают больше уверенности. Они меньше ощущают турбулентность – даже если она есть, параплан как бы сглаживает её, и воздух кажется спокойнее, чем он есть на самом деле.

 

Но я бы сказал, что с такими крыльями – двухрядками – у пилотов чаще бывает, что сложение случается неожиданно – как сюрприз. Бывает, что на некоторых наиболее стабильных двухрядках ты летишь с ощущением, что всё очень надёжно, всё такое монолитное… и вдруг – бац – резкое и мощное сложение – ни с того ни с сего.  


А вот пилоты, которые летают на трёхрядках, – они лучше чувствуют, что вообще происходит. У них больше информации, они понимают, что воздух хреновый, и могут, например, решить пойти на посадку или просто начинают лететь более активно – и им с этим Ok.


Что касается скорости, на балансе, как мне показалось, крыло чуть-чуть «на быстрой стороне», точно не медленное. И глайд у него очень хороший. Вот что мне запомнилось. Я летал с разными пилотами в разные дни, и у многих из них были двухрядные EN C, причём одни из самых летучих. Я немного с ними полетал, посравнивал, а потом спросил: «Как вы думаете, я на двухрядке летал или на трёхрядке?» И почти все думали, что я был на двухрядке. И это уже кое-что говорит о лётных характеристиках.

 

Я абсолютно уверен, что Artik 7 P на самом деле летит лучше, чем некоторые EN C двухрядки. Ну и тут начинается спорная тема: «Как так? Не может быть! Двухрядка – меньше строп – должна быть лучше!» Но на самом деле всё не так просто. Да, лучшие двухрядные EN C, такие как Photon, Lyght, Zoom X2C, Flow Scala 2... Это те, что первыми приходят в голову, есть и другие… Я, конечно, не все помню… хотелось бы, но… Они, конечно, мощные аппараты. Особенно если использовать аксель на полную и всё остальное – да, тут у них есть преимущество. Но если говорить именно про набор высоты – «climb performance» – то тут у них нет какого-то преимущества. А вот по чистой скорости в прямолинейном полёте – да, они выигрывают. Так что, если ты участвуешь, например, в SRS-соревнованиях (Sports Racing Series), где участвуют пилоты примерно равного уровня, то у двухрядок всё-таки будет преимущество по перформансу. Но Артик 7 не для этого…

 

Честно говоря, если брать некоторые из менее летучих EN-C двухрядок, то, на мой взгляд, получается что-то вроде «худшее из двух миров». Ты получаешь вот эту двухрядную жёсткость, но… если тебе, например, важна максимальная стабильность и комфорт – может, тебе это и зайдёт. Но я и пилоты вроде меня, которым важны ощущения и контроль над парапланом, вот от этого восприятия как бы получаем прирост в летучести. И выходит, что как по мне, то с такими двухрядками ты теряешь в чувстве крыла, в обратной связи, и при этом не выигрываешь по летучести – даже наоборот. Так что это стоит учитывать.

 

Подумай, в чём для тебя приоритет. Тебе реально так важно выжать чуть-чуть больше скорости на глайде? Если да – тогда, скорее всего, тебе подойдут топовые EN C двухрядки. Или тебе в полёте важен сам кайф, контроль крыла, удовольствие от того, как оно ведёт себя в воздухе? И, конечно, тебе важна высокая летучесть, потому что от этого будет зависеть, останешься ли ты в воздухе и сможешь ли набрать высоту. Тогда, возможно, тебе больше подойдёт одна из лучших трёхрядок или «двух-с-половиной-рядок». Я бы назвал Artik 7 P самым юрким и маневренным крылом... эээ… одним из самых отзывчивых и манёвренных крыльев, на которых я когда-либо летал. 

 

На акселе крыло реально быстрое. Максимальная скорость, которую я намерил, что-то около 15–16 км/ч выше баланса. Хотя, как я уже говорил в других обзорах, эти замеры не особо точные, эти цифры вообще сложно как-то адекватно зафиксировать. Но что могу сказать с уверенностью – когда летишь рядом с другими, видно, что крыло действительно быстрое. Может, не самое быстрое среди EN C двухрядок, но определённо шустрое.

 

Задние ряды… хм… чуть другие, чем у классических двухрядок, но сделаны очень хорошо. ВС система у Artik 7 P одна из самых лучших. На нём можно летать почти как на чистой двухрядке. Использовать задние ряды на Артике 7, безусловно, очень эффективно. Сделано всё действительно грамотно, как, например, у Advance на Sigma 12. Когда вы работаете задними рядами, крыло остаётся удивительно гладким – никаких складок, замятостей и прочего. И при этом сохраняется хорошее ощущение контакта и связи с крылом. Но я бы всё-таки сказал, что по управлению задними рядами это не совсем как на топовых EN C двухрядках. Они в этом плане всё же чуть поувереннее.


Уши. Складываются легко, держатся стабильно и выходят без проблем.


Спираль. При такой манёвренности можно довольно быстро развернуться и скрутиться, если нужно. И здесь опять же нужна техника, свойственная умелому и опытному пилоту. Если вы будете действовать очень грубо, то обнаружите, что довольно быстро закручиваетесь вниз. А если поторопитесь с выходом, то можно так же резко выйти.


Асимметричные сложения. Должен сказать, при всём при этом – для своего класса, как по мне, крыло ведёт себя очень спокойно при сложениях. У меня, кстати, уши пару раз подскладывались, потому что условия реально были довольно рваные. Но вот что важно: крыло вело себя абсолютно образцово, не пыталось повернуть, и вообще ничего подобного в этом духе. Я специально делал асимметрии – они были вполне контролируемые. В целом, поведение очень предсказуемое. Я не обнаружил ничего сложного или чего-то подобного. Всё где-то на среднем уровне по требовательности. Не показалось, что крыло требует каких-то особых умений, чтобы его сложить и удержать. Потянул за веревочку, отпустил, крыло восстановилось, летишь дальше. Главное, что я хочу подчеркнуть, это параплан, на котором, безусловно, нужно летать активно, чтобы избежать этих сложений, но он и правда удивительно надёжный, и хорошо управляемый.

 

Так что, если пилот летал на крыльях категории high B, уверенно себя на них чувствует и хочет сделать шаг вперёд, но не хочет сразу пересаживаться на двухрядку, а при этом ставит в приоритет управление, обратную связь, ощущения и манёвренность, то Artik 7 P будет отличным выбором. Для пилотов, которые уже летают на крыльях класса С – допустим, на Sigma 11/12 или Artik 6, – это тоже отличное обновление. Если ты летал на Artik 6, который, как известно, отлично рулится – то Artik 7 P, я уверен, по управлению понравится тебе ещё больше.

 

Если сравнивать с другими крыльями, то основные конкуренты для Artik 7 P – это, пожалуй, Sigma 12 DLS и ещё парочка, что вспоминается навскидку... BGD Lynx 2 тоже приходит в голову... Извините, если что-то забыл.


Ну а если говорить о минусах или, скажем, возможных минусах – всё очень зависит от того, кто ты как пилот. То, что для одного минус, для другого может быть плюсом. Поэтому я всегда говорю: одна из самых частых ошибок у пилотов – они просто покупают крыло «как у друзей», а потом понимают, что оно им вообще не подходит. Так что выбор крыла – это очень личная штука.


Artik 7 – это очень отзывчивое и маневренное крыло. И поэтому, наверное, главный момент: оно не подойдёт тем, кто управляет резко, грубо. Оно даёт довольно высокую обратную связь – ты прям чувствуешь, что происходит в воздухе. Так что пилотам, которым нравится более задемпфированное и спокойное поведение, такое крыло может показаться слишком нервным и дёрганым.

 

Ну и напоследок – пару слов лично от себя. Хотя, думаю, вы уже и так поняли: мне это крыло реально очень нравится. Я просто кайфую от него. Такое ощущение, что его сделали прям под меня. Да, возможно, у меня из-за этого есть небольшой «персональный уклон» – но я реально обожаю летать на этом крыле. Оно вызывает у меня ту самую улыбку до ушей, заставляет снова выйти на старт, полетать, поискать термики, поиграться в воздухе.


Винговеры на нём – вообще огонь. Вот эта комбинация манёвренности, стабильности и высоких лётных характеристик – просто супер! Одно из лучших крыльев для винговеров, что я вообще пробовал. Не знаю, записал ли я их на видео – надеюсь, что да. Ощущения просто шикарные! Можно легко закладывать мощные виражи и уходить в классные амплитудные винговеры.


На этом всё. Конец. До следующего видео! 

 

Перевод: Александр Леонов.