Обзор Artik R от Fly Bubble
Должен сказать, я сделал уже несколько тестовых полётов на Artik R – в разные дни, в разную погоду, и мне это доставило удовольствие.
Итак, я расскажу об Artik R…
Первое, что мне приходит на ум – ощущения и управляемость, которая мне очень понравилась.
Погодные условия были на любой вкус – от достаточно безвредных до резкого долбилова с переменчивым сильным ветром. И я думаю, что знаю это крыло теперь достаточно хорошо.
Итак, управляемость. Для меня его управляемость лучшая из всех 2-рядных EN C, на которых я летал до сих пор. Имейте в виду, что у Gin Bonanza 3 также очень хорошая управляемость. И когда я пытаюсь работать с небольшими, сложными, неоднородными ядрами или в порывистом динамике, управляемость для меня действительно начинает иметь большое значение. Это один из факторов удовольствия. Способность параплана обрабатывать неприятные, сдуваемые ветром пузыри.
Artik R действительно хорош в этом. У него хорошая манёвренность, которая приносит много пользы. Крыло идёт за рукой и обладает понятной энергоёмкостью. Купол сам по себе очень монолитный, прямо по всему размаху. Даже когда воздух довольно неспокойный, и ощущение такое, что вокруг тебя что-то движется, колеблется, крылья рядом подпрыгивают. Даже в таких условиях Артик Р чувствуется монолитным. Но в тоже время это не доска, которая не даёт понимания, что творится вокруг. Он достаточно ясно говорит тебе о состоянии воздуха.
Хотя ни одна из 2-рядных «цешек», на которых я летал и продолжаю летать, не является доской в этом плане. Но я считаю, что что Artik R дает наилучшую обратную связь среди этих парапланов. С небольшим отрывом позади идёт Gin Bonanza 3, которая ещё более монолитная, убаюкивающая пилота, а также имеющая немного более низкое удлинение. Artik R, как и Photon и Volt 4, имеют удлинение 6,5, а Bonanza 3 чуть меньше – 6,3.
Давайте сравним три параплана с одинаковым удлинением: Volt 4, Artik R и Photon. И мы видим, что да, удлинение является важным фактором, который следует учитывать хотя бы потому, что его можно измерить. Но не стоит его переоценивать. Ведь дело не только в удлинении или в каком-то другом факторе. Многие факторы, объединённые вместе, и создают параплан, и отвечают за его лётные характеристики и за его безопасность. Поэтому иногда пилоты переоценивают важность соотношения сторон. Не используйте этот фактор для оценки параплана.
И да, эти три параплана с одинаковым удлинением 6,5, они действительно очень разные по ощущениям и по-разному ведут себя на наземке. У них разная требовательность к навыкам пилота на земле. Одни из них проще при слабом ветре, другие при сильном.
И если говорить про Artik R, то с ним особенно комфортно при слабом ветре. Даже если ветра почти нет, передняя кромка имеет очень красивую форму. Эти нитиноловые жёсткости, то, как они соединены вместе, формируют действительно красивую форму передней кромки. Как и у Фотона, и у Бонанзы 3… Но вот как она наполняется и держит форму, по моим ощущениям у Артика Р это происходит немного лучше. И именно при слабом ветре я заметил эту особенность Artik R, как он хорошо наполняется и поднимается.
Вывести Фотон – немного сложнее, как мне кажется. У Фотона немного более узкие воздухозаборники и выраженный акулий нос. А если говорить про Бонанзу 3, то она более снисходительна. Я бы сказал, что Artik R и Volt 4 очень похожи в плане требовательности к навыкам пилота. Отличаются по поведению, но в плане требовательности к мастерству пилота и в степени прощения к его навыкам, они похожи.
При более сильном ветре готовность Артика Р к взлёту требует от пилота немного больше контроля, чтобы удержать его. И если при выводе слишком сильно потянуть, то вас может довольно быстро подбросить. И в этом плане он прощает меньше, чем Бонанза 3, которая наиболее прощающая и похожа на Фотон – не по поведению, но по требовательности к навыкам пилота и похожа на Volt 4. Возможно, Volt 4 наиболее простой в плане вывода. Потому что он легче, может быть… У него меньше инерции и его можно компактнее упаковать, чем парапланы с большим количеством пластиковых жёсткостей. Бонанза 3 и Фотон щедро напичканы довольно толстыми пластиковыми жёсткостями. Поэтому и они не хотят сильно сгибаться, да и вы сами не хотите их сильно сгибать. И упаковывать их сложнее.
Если честно, в целом, я думаю, что с точки зрения наземки, упаковки и лётных характеристик нитиноловые жёсткости кажутся мне лучшими во всех отношениях. Недостатком их является стоимость. Нитинол значительно увеличивает стоимость производства, как мне сказали. И второй недостаток это то, что нитиноловые стержни тоньше. И, если вы волочите параплан по земле, если поверхность шершавая, это как правило, означает, что вы с большей вероятностью поцарапаете материал там, где эти нитиноловые стержни находятся…
Да, в процессе тестирования снаряжения я в первую очередь тестирую парапланы, для того чтобы разобраться в них самому, чтобы лично сравнить разные крылья и подвески, ну и прочую мелочёвку. И основная причина, по которой я это делаю, заключается в том, что я могу посоветовать клиенту, какой комплект ему больше подходит. Мы этим в Fly Bubble и занимаемся – даём пилотам полное личное мнение обо всём оборудовании, которое мы пробуем. Поэтому и пилоты, покупающие у нас снарягу довольны, и мы рады посвятить своё время и опыт получению знаний, чтобы потом поделиться с вами своим мнением.
Вернёмся к Artik R. Первое, что приходит на ум в воздухе, то, что передняя кромка очень и очень монолитная, цельная, прям от уха до уха. Крыло чувствуется очень устойчивым к сложениям. Не то, что уж прям совсем как плита, но ощущается очень монолитным, даже в порывах. Я чувствовал разгрузки, но у меня не было каких-то существенных сложений в довольно неспокойном воздухе. В худшем случае у меня флаттерили кончики ушей, когда я пытался летать менее активно. Не знаю, может быть это только у меня, но ощущение, которое я получил от Artik R, просто вселило в меня уверенность сразу с момента взлёта. Он просто дышит этой уверенностью. Но я бы сказал, что с точки зрения требовательности к навыкам пилота Artik R более близок к верхней «цешке». Так что это шаг наверх от того же Artik 6, если мы говорим про Niviuk, или от других «средних» C как Sigma 11 или Delta 4.
Таким образом, Artik R требует от пилота немного больше, но я не чувствую, что эти требования прям ну очень высокие, довольно похоже на Volt 4 или, возможно, на Фотон. Хотя мне кажется, что Фотон ещё один шаг наверх по требовательности.
Один из ключевых моментов в поведении Artik R, благодаря которому я продолжаю летать на нём, заключается в том, насколько крыло прощает пилота в точке срыва.
До какой степени понятно, когда произойдёт срыв? Насколько это очевидно, когда вы можете сказать, что параплан сорвётся? Сколько предупреждений параплан делает перед этим? Насколько это ясно? И я почувствовал на Artik R, что точка срыва довольно чёткая для параплана его уровня. Всё хорошо понятно. Она не возникает расплывчато или вдруг – ни с того, ни с сего. Но я бы сказал, что Artik 6 в этом плане ещё более понятен.
Если в полёте на Artik R вы чересчур сильно давите клеванты, то рискуете уйти в негатив или свал. И это очень похоже на то, что происходит с Фотоном или Вольтом 4. Но я бы сказал, что в плане срыва Artik R прощает чуть больше, чем эти двое.
С точки зрения лётных характеристик Artik R превосходен, и он определённо находится на вершине C класса вместе с Фотоном. Полагаю, что с точки зрения ЛТХ, когда мы рассматриваем триммерные скорость и глайд, скорость и глайд на полном акселе, из того, что я тестировал, они смотрятся лучше других. Если вам больше нравится просто летать, и вы рассматриваете ЛТХ с точки зрения XC и большего удовольствия, то Bonanza 3 выпаривает действительно хорошо, у неё также хороший глайд на балансе и на акселе. Глайд по-настоящему превосходный, но по максимальной скорости она не самая быстрая.
Так вот. Вы должны решить, что самое главное для вас. Я скажу кое-что, и я знаю, что это часто говорят, но всё же повторю ещё раз. Невозможно иметь самый лучший параплан. Если вам не нравится ваш параплан, вы не получаете на нём удовольствия, чувствуете себя под ним не комфортно, тогда вы не сможете использовать его лётные характеристики в полной мере.
Вернемся к Artik R. Он качественно сшит. Я действительно впечатлён качеством пошива, он прекрасно сделан. Я считаю, что Niviuk сейчас начинают конкурировать с Advance в этом плане.
Давайте поговорим о техниках быстрого снижения. Итак, на Artik R, который я тестировал, я делал большие уши – стандартные большие уши, используя внешние стропы, а также уши за B3 и, конечно, спирали.
Я опробовал эти методы и посмотрел на их эффективность. Начнём с больших ушей. Artik R делает большие уши очень легко и красиво. Похоже на Volt 4. Их просто сделать и удерживать, они эффективные и немного увеличивают скорость снижения, что приятно. Большие уши на Artik R можно сделать и за B3. Он делает их хорошо. Но требуются большие усилия, а стропы, которые идут на В3, довольно тонкие… Что касается спирали, очевидно, что это универсальный метод. Спираль на Артик Р очень эффективна и контролируема. Это не то крыло, на котором вы крутите, а потом – «что за чёрт», не знаете, что с этим делать. Конечно, как и на всех парапланах, в спирали вы ощущаете довольно большие перегрузки. И в данном случае Артик Р не исключение. Поэтому многие пилоты и не считают спираль комфортным методом спуска – из-за высоких перегрузок.
Делать на Artik R винговеры – одно удовольствие. В сочетании с подвеской Arrow они кажутся идеальной комбинацией, которая дает действительно приятные ощущения. На Artik R я сделал несколько самых больших винговеров, которые я делал в последнее время. При этом он чувствовался очень цельным и монолитным по всему размаху, и очень заряженным. И я уверенно делал винговеры до тех пор, пока они не стали правильными винговерами, когда смотришь на купол сверху вниз.
На самом деле изначально я делал не винговеры. Но это тот параплан, на котором уверенно выполняются развороты по крену, и выполняя асимметричные спирали вы делаете винговеры, а затем снова разворачиваетесь туда-сюда. Артик Р делает это без каких-либо проблем. Крыло хорошо сохраняет энергию, монолитное и управляемое. Тот параплан, который заставляет улыбаться, это точно. Так что если вы любите пофаниться в притирку со склоном или просто побаловаться с крылом, то Artik R выигрывает по этим факторам в моей записной книжке.
Поэтому мне нравится по возможности пробовать разные парапланы с разными подвесками. На Artik R я летал на Lightness 3, на Delight 4, на Impress 4, а также на Niviuk Arrow. Так что я летал на нём с 4-мя разными подвесками. Но ощущения от параплана на всех были одни и те же. И несмотря на то, что по идее ощущения от сочетания разных подвесок с одним крылом должны быть разные, я в конечном итоге испытал одинаковые чувства к этому параплану с точки зрения обратной связи, управляемости и отзывчивости. И мне кажется, что из всех 2-рядных EN C, у Artik R самая приятная, самая манёвренная и проворная управляемость. Мне он показался лучшим в этом плане в непростых погодных условиях. Bonanza 3 очень близка к нему.
И опять же, это не значит, что Photon и Volt 4 нельзя заставить развернуться, и что они плохо рулятся. Это не так, у них хорошая управляемость, но я бы сказал, что они не такие приятные в поворотах и пилотировании, как по мне.
Что касается критики. Дайте подумать. Начнём с наземки. Когда сильный ветер, и вы пытаетесь удержать купол на земле, крыло определённо хочет взлететь и может подняться довольно быстро. Должен сказать, что у пилота, соответствующего уровню данного параплана, это не должно вызвать никаких проблем. Как по мне, то в сильную погоду стартовать даже немного проще. И я думаю, что если на этом параплане будут летать правильные пилоты, то найдут его относительно простым и очень простым в пилотировании. Но только не в очень сложную погоду.
Ещё одна придирка – это хорошие, мягкие С-образные ручки. Они действительно хорошие и удобные. Но они склонны к прожогам стропами, если вы неумело возитесь с крылом.
Ладно, посмотрим на другие парапланы, которые разворачиваются ещё «вкуснее» и ярче. Например, Sigma 11– как по мне, а ещё Maestro 2 и Allegro, они действительно хорошо управляются и имеют приятный разворот, вы реально на них сможете развернуться вокруг шестипенсовика и обрабатывать узкие, неоднородные потоки. Естественно, Артик Р не уступает этим парапланам по скорости и глайду, особенно на акселе. У него есть преимущество. Поэтому да, всего одновременно получить не выйдет.
Итак, для кого же этот Artik R?
Мне кажется, что это в основном те же самые люди, кому подойдет и Ozone Photon, и Air Design Volt 4. Те пилоты, у которых уже есть опыт полётов на EN C, которые хотят сделать небольшой шаг наверх и получить свою первую 2-рядку, не переходя в D класс. И в этом случае я полагаю, что Artik R идеален. Это хороший апгрейт.
Этот параплан подойдёт и тем, кто налетал достаточно много на верхней «бэшке», в особенности, если эта «бэшка» из тех, что погорячее. Например, Gin Explorer или Explorer 2, или Avid. Если вы летали на Gin Carrera или на других парапланах, которые на самом верху из верхних «бэшек». Если вы с них хотите прыгнуть в С класс и у вас хорошие навыки контроля крыла и достаточно мастерства, чтобы понять, где точка срыва, то Артик Р будет хорошим решением. Это вполне разумный шаг, особенно если вы постоянно летаете и обладаете хорошим мастерством, тогда это совершенно нормально.
Но если вы обычный пилот на high В, и вы выбираете первую С, и сам по себе этот факт для вас является достаточным, то возможно вам стоит посмотреть в сторону обычной классической трехрядной «цешки».