Ziad Bassil облетал Artik R
Niviuk Artik R 23
Если вы уже читали мой отзыв об Artik 6, то наверняка почувствовали, что я в полной мере оценил этот в целом идеальный параплан. А так как сейчас для получения крылом сертификата EN C допускается использование дополнительных строп, Niviuk выпустил новую двухрядную "цешку" с удлинением 6,5.
Я облетал размер 23, который сертифицирован в весовом диапазоне от 80 до 95 кг. Niviuk рекомендует его загружать от 87 до 92 кг. Я летал на Artik R при загрузке 88-92 кг, а также при полной загрузке 95 кг. Подвеска X-rated 6.
Внешне параплан смотрится очень хорошо, и качество исполнения всех элементов конструкции реально впечатляет. Niviuk сделал ещё один шаг вперёд, создав действительно аккуратный подукт высокого качества, который видно с первого взгляда.
На взлёте
При вытягивании за А-ряды (загрузка 92 кг) крыло поначалу не совсем охотно поднимается с земли, зато потом ощущаемые усилия становятся вполне обычными. Взлёт происходит очень просто, даже в штиль. Крыло мгновенно принимает на себя нагрузку. Тенденции к обгону пилота нет. В условиях сильного бриза Artik R надо немного придержать клевантами. Пилот "цешки" легко удержит крыло над головой, без каких-либо задержек со взлётом. В-общем, поведение крыла на старте довольно приятное.
Устойчивость по тангажу и крену
В различных погодных условиях Artik R ощущается очень стабильным по тангажу, заходит в поток очень комфортно, даже мягче Артика 6, который по ощущениям чуть больше отклоняется назад. Артик Рэйс при входе в термик замедляется совсем немного. В стабильности по крену Рэйс очень похож на Артик 6. И в целом оба Артика близки по комфорту с +10...15% большей требовательностью к навыкам пилота у Artik R в условиях турбулентной погоды. Сейчас, конечно, не лето, но впечатления от параплана довольно чёткие.
Передняя кромка Artik R натянутая и монолитная. Попытка потянуть за А-ряды встречает логичное сильное сопротивление, так как они сдвинуты далеко назад.
Набор высоты
Полетав на Artik R в очень слабых потоках (+0.3 м/с), без воздействия ветра и с загрузкой 93 кг, я по-настоящему эффективно выпаривал в компании с топовыми "цешками" и даже "дешками". Я могу подтвердить, что крыло реально хорошо выпаривает в слабую погоду! Artik Race может всплывать очень хорошо! В сильную термичку или в ветреную погоду Артик Рэйс устойчив по тангажу, и параплану нужно чуть больше времени для входа в поток, но набирает он сказочно хорошо в своём классе.
Глайд
В течение двух дней у меня была возможность полетать вместе с моими друзьями на 2-рядных "цешках". Ян летал на Volt 4 M (до 102 кг), а Эли и я попеременно на Artik R и LT2.
После многих попыток параллельного глайда мы все пришли к одним и тем же выводам! С небольшим отрывом Artik R получает корону за лучший глайд среди 2-рядок. Особенно он впечатляет на полном акселе! Настолько, что я решил попробовать сделать сравнение с другой очень хорошей 2-рядкой - Gin Leopard, хотя для теста был доступен только его бОльший размер 'М'. Я знаю, что это не честно - сравнивать Артик Р с крылом более высокого класса, но мне и другим пилотам пришла в голову мысль проверить...
Откровенно говоря, глайд в "спокойном воздухе" на балансе одинаковый. Глайд на планке кажется тоже невероятно одинаковым! Artik R показался мне настоящей "gliding machine" в классе EN C.
В турбулентную и ветреную погоду, или в условиях долинного бриза, Леопард с его 7-ю единицами удлинения и более тонким профилем имел преимущество в способности резать воздух и проще пробивался вперёд и вверх, что логично.
Если повезёт, попробую Leopard с 2-рядной "дешкой" Niviuk - Peak 6. Парапланом того же класса, что и Леопард.
Пилотирование и удовольствие
Клеванты Artik R чуть более длинноходные, чем у Artik 6. Но всё же Рэйс обладает хорошей манёвренностью. Это качество не так ярко выражено, как у шестёрки, но и того, что есть, вполне достаточно. Он более плавно крутит, чем А6. У меня получалось легко центрировать любой одиночный термик. Artik R не заныривает в поворот как А6. Он обрабатывает поток более плоско и эффективно, оставаясь в ядре.
Делать винговеры и фаниться на Artik R тоже было бы весело, но он разработан эффективным инструментом для XC, позволяющим выжать максимум из любого потока, в котором вы в данный момент находитесь.
Полёты кросс-кантри на Artik R как и переходы на планке очень эффективны для его класса. Давление на В-рядах умеренное, немного меньше, чем у LT2. Отзывчивое управление позволяет с лёгкостью удерживать парплан рядами над головой.
Передняя кромка сохраняла форму при всех моих тестах и я остался полностью удовлетворён пакетом «всё включено».
Уши стабильны, скорость снижения на ушах с половиной акселя -2.5...3 м/с, раскрываются при помощи пилота.
Я также летал на Artik R с загрузкой 88 кг. При этом он летает и управляется чуть медленнее. Это не сказывается на безопасности, но, чтобы быть по-настоящему конкурентноспособным, я предпочитаю грузить 23-й размер 93+ кг. Потому что с моей точки зрения при загрузке по верху парапланы становятся более динамиными, а мне нравится более чёткая обратная связь в сильную погоду. Загружая Artik Race по полной - 95 кг, я не почувствовал, что что-нибудь потерял в слабых термиках, зато я лучше пробивал плотные воздушные массы.
Крутая спираль требует двух оборотов для плавного входа. Выход при нагруженной корпусом внутренней консоли -- такой же плавный, как и на любой другой "цешке".
Вывод
В текущий момент времени производители стараются удовлетворить потребности большой группы пилотов, летающих на парапланах от верхних "бешек" до верхних "цешек", но некоторые из них тянут с поставкой 2-рядок в класс C. Такое впечатление, что Artik R успешно попал в эту категорию крыльев.
Но, естественно, без чудес! В категории 2-рядных "дешек", к примеру, Peak 6 был создан, чтобы дать вам больше летучести. Хотя и требует он от пилота больше навыков и умений.
С Артиком Рэйс вы летаете на 2-рядке с комфортом примерно как у 3-рядной "цешки". Возможно, что примерно на 12% повышающей требования к уровню подготовки пилота.
Не нужно никакой специальной техники для пилотирования Artik R. Поэтому пилот, уверенно летающий на "цешках", или даже пилот, уверенно летающий на верхних "бешках" (с двумя полными сезонами в сильную термичку!!!), может рассматривать Artik R в качестве апгрейда для достижения своих целей.
В неспокойном воздухе крыло имеет общее преимущество в планировании над другими 3-рядными "цешками" (например, перед Артиком 6) примерно на 10-12 %, сугубо по моим личным ощущениям.
Также очевидным преимуществом можно назвать добавку к скорости при перехлёсте блочков: +18 км/ч относительно триммерной на высоте 1000 м над уровнем моря.
Уверен, что полёт на этом параплане станет захватывающим и интересным опытом!