Mario Arqué протестировал Artik 6

NIVIUK в России

Радость полёта...

Mario Arqué протестировал Artik 6

Автор: Mario Arqué, тест-пилота журнала «Parapente Mag», перевод: Александр Леонов.

Тестировался Niviuk Artik 6 27 (100-122 кг), загрузка 110-112 кг.
 
«Niviuk обновил предложение для продвинутых интермедиантов  (advanced intermediate pilots – пилотов, уверенно летающих на верхних Бэшках) в категории EN C.
 
Как и его предшественник, Артик 6 имеет 66 секций, удлинение в плане 6,3 и 4 размера. Но поскольку площадь крыла уменьшилась на 4-7 %, то и весовые вилки опустились немного вниз. Например, место Артика 5 22 (60-80 кг) занял Артик 6 21 (58-75 кг). Скорее всего это сделано, чтобы удовлетворить потребности лёгких пилотов и в угоду современным тенденциям по облегчению снаряжения. Вес купола снизился на 0,2-0,3 кг, а в самом маленьком размере остался прежним. Общая длина строп уменьшилась примерно на 4%. И поскольку параплан уже сам по себе довольно лёгкий и удовлетворяет запросам любителей hike & fly, то Niviuk принял решение не делать облегчённую версию Артика 6.
Форма в плане очень похожа на Артик 5, за исключением небольшого выреза в районе ушей у Артика 6. Ещё одно нововведение – по верхней поверхности вдоль всей передней кромки в каждой секции теперь две 3-D вставки вместо одной – для более гладкой и натянутой формы. Для пошива Артик 6 вместо Skytex использована Dominico. 
 
В разложенном виде перед стартом крыло имеет хорошо наполненную красивую форму – во многом благодаря нитинолу. Впускные отверстия большие, хорошо захватывают воздух, поэтому давление внутри купола всегда высокое. Консоли просто контролировать. Они не имеют тенденцию скручиваться или подниматься, неизбежно уходя к центру. Когда вы вроде бы удерживаете их, а они приподнимаются в форме рогов и уходят в стропы, делая завязки. Вероятно, жёсткости из нитинола, способствуют лучшему контролю параплана и препятствуют перекрутке законцовок. Подобное поведение крыла сильно ускоряет подготовку к старту. Хотя я всё-таки рекомендую обращать внимание на заднюю кромку в области законцовок, где в районе крепления клевантных строп возможны завязки.
В рядах много изменений. Начиная с упрощенной замены проводки акселератора (в случае её повреждения) и заканчивая U-образной перемычкой из плотной нейлоновой ткани для контроля параплана задними рядами. Система двойных роликов на B-ряду позволяет работать перемычкой B-C затрачивая меньше усилий и уменьшает его затягивание примерно на 5 см. Перемычка С2В позволяет хорошо контролировать крыло во время переходов и удерживать крыло по тангажу. Конечно, контроль задними рядами не столь эффективен как, например, на 2-рядном Peak 5 (EN D), но по сравнению с Артиком 5 он улучшился.
 
Клевантные стропы проходят через керамические кольца. Сами же клеванты имеют широкие полужёсткие ручки для крупной руки, фиксируются на ряды с помощью быстроразъёмных магнитов с U-образным креплением типа «Fid Lock». Чтобы их отцепить, необходимо клеванту потянуть чуть вниз – для избежания случайного отстёгивания. Безоплёточные стропы из дайнемы и арамида в области их крепления к рядам имеют защитную оплётку. В малионах установлены пластиковые вставки.
У крыла 3-ярусная схема стропления с большим числом разветвлений и точек крепления к куполу по ходу лент усилений для равномерного распределения нагрузки. Выделена галстучная стропа.

Старт у Артика 6 по сравнению с 5-м стал проще. У 5-го центроплан был загружен сильнее, чем консоли, 6-й более цельный, монолитный. Он быстрее наполняется воздухом, поднимается очень небольшим усилием. Пилоту требуется либо плавно, «дозированно» поднимать крыло, либо немного затормозить его над головой, чтобы оно не вырвалось вперёд. Если параплан резко вытягивать на старте, то он имеет тенденцию увеличивать угол атаки. Поэтому крыло желательно немного притормозить, чтобы дать ему набрать скорость. Таким образом Артик 6 быстро примет на себя нагрузку и взлетит.

Клеванты не тяжёлые, с плавно нарастающей загрузкой. Очень эффективные. Ход до срыва большой, но его граница ощущается очень хорошо. Поэтому пилот может чётко «дозировать» финишный глайд, максимально замедляя крыло перед запланированным местом посадки.
 
Манёвренность – это то качество, которое особенно выделяется в Артике 6. Крыло динамичное, легко заходит в вираж, быстро набирает энергию. Это позволяет с хорошей свободой движений играть тангажом и креном.
 
Если мы встречаем порыв ветра или попадаем в термик, параплан вначале делает небольшой клевочек, а затем одновременно с началом набора высоты увеличивает угол атаки. И когда купол уходит назад, желательно немного приотпустить клеванты, позволив крылу самому стабилизироваться над головой пилота.
 
В термиках и в турбулентных условиях клеванты очень информативны, как и небольшие движения по крену, передающие состояние воздуха. Это помогает при обработке потока. А так как радиус разворота может быть очень небольшим при незначительном ухудшении скорости снижения, то данная способность позволяет крылу с лёгкостью и одинаково хорошо обрабатывать как неоднородные широкие потоки, так и узкие подвижные ядра.
 
В турбулентном воздухе Артик 6 живой, но все движения довольно задемпфированы (больше по тангажу, меньше по крену), параплан не зависает в крене и не удивит вас резким клевком. Информация, которая поступает от крыла, помогает центрировать поток с помощью небольшой корректировки усилий на клевантах.
При сильном затягивании внутренней клеванты и приотпускании внешней, в какой-то момент вы почувствуете, что надо бы заканчивать сужать радиус – в виду явного ускорения вращения. Всё происходит понятно и контролируемо, без каких-либо проблем с безопасностью.
 
Иногда параплан стремится выйти из крена. Это происходит, когда он попадает в зону подъема или увеличивает угол атаки. Артик 6 заранее предупреждает об этом и реакции крыла довольно мягкие.
 
В установившейся спирали при затягивании внутренней клеванты примерно на 30 см и внешней на 15 см (скорость около 32 км/ч и крен 20-25 º) вираж очень хорош – идеально сбалансирован, крыло буквально само «стоит» в спирали, скорость снижения минимальна, и вы замечаете, как мало высоты теряет крыло в поворотах, даже в слабых условиях. Тенденция к вываливанию из термика возникает только на высоких углах атаки, к примеру, если слишком сильно зажать обе клеванты.
Аксель длинный и устроен таким образом, что последняя часть хода короткая, более нагруженная (за счёт блокировки ролика на последних сантиметрах хода), но очень эффективная. Скорость в момент «переключения передачи» примерно 50 км/ч. Максимальная же скорость на полной планке достигает 55 км/ч, что на 3 км/ч выше по сравнению с предыдущей моделью. У Артик 6 на акселе очень хороший глайд, высокая устойчивость по тангажу, передняя кромка нагружена. Имеет место логичное небольшое провисание ткани между нервюрами, но меньше, чем у Артика 5.
 
Хотя это и не 2-рядка, но контроль крыла задними рядами очень эффективен, особенно в полёте на акселераторе, на переходах и скольжении вдоль рельефа.
 
Уши складываются просто. Начинают открываться сами по себе, но в процессе раскрытия может оставаться небольшая сложенная часть, для полного восстановления которой потребуется помощь пилота.
Что касается лётных характеристик, то любой пилот, перешедший на Артик 6 с его предшественника, помимо очень точного управления почувствует очевидное улучшение в скорости и глайде, как на балансе, так и на акселе, а пилоту, летавшему на EN B, может показаться, что он попал в другой мир.
 
Niviuk позиционирует это крыло как маршрутное, и это действительно его призвание – длинные ХС полёты с высоким уровнем безопасности и доступности.
 
Артик 6 – это совсем не скучное крыло – живое, чувствительное к управлению, очень манёвренное. Требует от пилота уверенных навыков активного пилотирования в воздухе, простое в наземке, на старте и посадке. Хороший выбор, если вы готовы к крылу уровня EN C. Оно вам действительно понравится!»
 
Но после прочтения этого отзыва Mario Arqué у многих пилотов возник вопрос:
 
«Для кого это крыло?»
 
И я спросил Mario:
 
«Привет, Марио!
 
Я полностью перевел ваш обзор Артика 6 в журнале Parapente. Но я до сих пор не могу понять, для пилотов какого уровня создан Артик 6. С одной стороны, вы пишете, что Артик 6 – очень живое крыло, движется в активном воздухе, очень динамичное, только для пилотов с высоким уровнем активного пилотирования. С другой стороны, что это очень комфортное крыло. Поэтому мне непонятно, будет ли Artik 6 хорош в качестве первой Цешки, или он только для пилотов, у которых уже есть 100-200 часов на C?» 
 
И он пояснил:
 
«Здравствуйте, Александр!
 
Возможно, перевод Google не позволил точно передать все детали обзора, прошу прощения. И так как вы задали вопрос очень понятно, я постараюсь ответить.
 
Вам не нужно 100-200 часов налёта на Цешке, чтобы летать на Artik 6, вы можете пересесть на него с любой верхней Бэшки вообще без проблем. Но вы должны быть готовы предпринимать более точные и активные действия. Особенно в турбулентности. Также вы поднимаетесь на ступеньку вверх в плане манёвренности. Вам надо понимать, как и насколько тянуть клеванты, от этого зависит как крыло будет поворачивать. Сильное затягивание приведёт к очень крутому повороту, а слабое – к лёгкому и неторопливому развороту. И переход между этими типами поворотов наступает в момент небольшого клевка, после которого дальнейшее затягивание внутренней клеванты приводит к увеличению интенсивности спирали, с растущими скоростью и глубиной. Эта деталь требует от вас более точного пилотирования, чтобы найти баланс между минимальным снижением и уменьшением крена. Это если говорить о реакциях крыла на управление, о рисках или о трудностях, которые могут иметь место.
 
В целом, Артик 6 хорошо задемпфирован по тангажу и крену, и летать на нём легко. Очень просто стартует, если вы начинаете его поднимать плавно и под контролем – не очень быстро. Потому что крыло и так поднимается быстро, но его просто остановить над головой.
 
Для меня Артик 6 – это одна из лучших Цешек в плане лётных характеристик – скорости, диапазона скоростей, глайда, набора высоты, т.е. по ЛТХ – это не лоу или мид EN-C. Вы чувствуете его удлинение, его большой размах и монолитность. Не мягкий, но и не такой жесткий, как Peak 5. Может быть хорош как первая Цешка, если вы ищете ЛТХ, но если вы принципиально ищете самый безопасный, простой, монолитный и задемпфированный параплан, то лучше выбрать другую модель. Что касается уровня пилота… если у вас достаточно опыта на любом современном High En-B, то вы можете без проблем перейти на Artik 6.»