NIVIUK в России

Радость полёта...

Обзор Ikuma 2 от журнала Parapente Mag

Автор Jérôme Canaud. Фотографии: Niviuk и Jérôme Canaud.

 

Как мы знаем, Niviuk – это брэнд, который совершенствует многие свои технологии на топовых гоночных крыльях. К примеру, подобный подход был реализован в новом ССС – Icepeak X-One, о котором сейчас многие говорят. И по словам представителей Niviuk «достаточно немногим брендам удается таким образом двигать весь опыт и ноу-хау так широко по линейке своих парапланов».  Прекрасным доказательством того, что эта система работает, является Ikuma 2.

 

Parapente Mag: «Ikuma 2 – большой потенциал и доступность!»

 

С первого взгляда на Икуму, создается впечатление, что она создана для соревнований…

Красивый спортивный параплан!

 

Условия полётов

 

6 часов 30 минут локальных и маршрутных полётов на высотах от 200 до 2000 м в Сен-Илер (Saint-Hilaire-du-Touvet) и Бельедон (Belledonne). Разнообразная весенняя аэрология – от спокойных, устойчивых термиков до очень турбулентной погоды. Подвеска – кокон Advance Lightness 2, довольно неустойчивая по крену. Обратите внимание, что для полётов на Ikuma 2 также хорошо подойдёт и классическая сидячая досочная подвеска. Тестировался размер 26 (85-105 кг), загрузка по середине вилки – 95 кг.

 

Презентация

 

Niviuk Ikuma 2 – это новая «хай B» – верхняя Бэшка, выпускается как в обычной, так и в облегчённой примерно на 800 г версии. Снижение веса в основном достигается за счёт использования ткани Porcher Skytex 70000 E3H (27 г/м2) на нижней поверхности.

 

Обычная версия Икумы выполнена полностью из ткани Dominico разного веса. Dominico N30 DMF (42 г/м2) – передняя кромка, из Dominico N20 DMF (36 г/м2) – верхняя поверхность и Dominico 2044 32 PS (32 г/м2) – нижняя поверхность. Все стропы безоплетка (кроме галстучной). Верхний ярус строп из дайнемы, нижний – арамидные стропы, дайнема и арамид на среднем ярусе.

 

Я заметил тонкие стержни во всех секциях передней кромки. Это нитинол – лёгкий сплав, допускающий серьёзные деформации, которые в последствии возвращаются к первоначальной форме. Нитиноловые жёсткости длиной примерно 50 см также находятся на верхней поверхности напротив креплений строп С-ряда.

 

Жёсткости из нитинола в каждой секции. Это легкий сплав, устойчивый к деформации. Передняя кромка идеально держит форму!

 

Чему ещё стоит уделить внимание – из 23 тестов EN, у разных размеров Ikuma 2 только 2–3 оценки В. Это говорит о высокой пассивной безопасности. Но надо помнить о том, что поведение крыла в реальных условиях может сильно отличаться от результатов тестов EN, когда сложения спровоцированы пилотом.

 

Качество изготовления превосходное. Форма крыла, внешний вид и качество пошива выглядят очень аккуратно: передняя кромка хорошо держит форму благодаря нитиноловым жёсткостям, качественные ролики акселератора, пластиковые вставки в мальях, клеванты на специальных встёгивающихся магнитных креплениях, широкие петли рядов для лучшей фиксации на карабинах. Всё на высоте!

 

В полёте сразу обращаем внимание на выраженный акулий нос. Профиль такого типа меньше деформируется и лучше пробивается в турбулентном воздухе, улучшая качество и максимальную скорость параплана.

 

Разделенный А-ряд выполняет 2 функции: 1 – выполнение «ушей», 2 – в полёте на акселераторе консоли становятся более жёсткими (они имеют меньшее ускорение, чем центроплан). Ремешок, соединяющий В и С ряды, используется для контроля крыла в прямолинейном полете в турбулентном воздухе.

 

Сложная внутренняя структура с косыми нервюрами делает крыло более прочным, монолитным и снижает его вес.
 
В окрестностях Монламбера (Montlambert) и зубом Арклюса (Arclusaz) слева.
Обратите внимание на перемычку между В и С рядами.
 
Кому подойдёт Ikuma 2?

 

Ikuma 2 предназначена для регулярно летающих пилотов. Это параплан большим потенциалом, и будет очень обидно, можно даже сказать контрпродуктивно – не использовать всех возможностей крыла, выбирая его слишком рано. Икума создана, чтобы бороздить воздушные просторы, с доступным уровнем комфорта для пилотов, которые уже пробудили свои маршрутные амбиции.

 

Не будем забывать, что помимо Икумы, в линейке парапланов Niviuk есть и более простая Бэшка. Это Hook 5, намного более подходящий для старта в этой категории, предлагая пилотам больше возможностей для прогресса. А выше уже крыло другого класса – Artik 5, «острый» EN C.

 

Подготовка и взлёт

 

Поскольку у Икумы безоплёточные стропы, надо быть очень внимательным при подготовке крыла к старту, чтобы какие-нибудь небольшие «подарки» не застряли между стропами.

 

Для взлёта используем только А-ряды, без использования А’, как в штиль, так и с ветром. Когда нет ветра, хорошо будет сопровождать купол до полного выхода. Замечу, что Ikuma 2 – это крыло с обычным для своего класса весом, 4,6 кг ощущается достаточно хорошо, но без каких-то неприятных особенностей.

 

При ветре желательно проконтролировать выход параплана в верхнее положение (весом, клевантами), потому что Ikuma 2 имеет тенденцию к ускорению в верхней трети подъема.

 

Когда ветер слабый, желательно правильно разложить крыло, чтобы подъем осуществлялся четко по центральной оси пилот-крыло. Если параплан на старте уходит немного в сторону, лучше его опустить на землю, откорректировать направление и сделать рестарт.

 

Классические ряды от Niviuk. Что тут сказать – сделаны идеально! 

 

В полёте

 

Мой первый полет на Икуме сразу же превратился в хороший маршрут, протяженностью 35 км. Весь полёт проходил близко к рельефу, набор высоты до 800, термики ровные, устойчивые. Икума себя чувствует при этом как в своей тарелке! Для того у неё и назначение – маршрутное крыло)))

 

Когда летишь близко к рельефу в турбулентном, бурлящем воздухе Ikuma 2 «кусается», но удивительно то, что крыло совсем не дёрганое. Это «комфортный» укус! Пилот не чувствует каких-то резких рывков или атакующих движений, но ЛТХ при этом отличные.

 

Я не чувствовал ни забросов назад, ни нырков вперед в течение всех моих полётов на этом крыле. Как результат – лётные характеристики в прямолинейном полёте даже в условиях турбулентности просто превосходны... А ещё, чтобы крыло летело, надо позволить ему лететь. И для этого мы используем перемычку между В и С рядами. Мне очень удобно было держать этот ремешок тремя пальцами.

 

Передняя кромка монолитная по всему размаху крыла. В полёте на акселераторе она остается красивой, без деформаций. Меня порадовало полное отсутствие подергиваний ушей, даже в тонизирующем весеннем воздухе. Такое поведение крыла успокаивает пилота и вызывает к нему доверие. Практически на всех переходах я летел, держа ногу на «пол-акселя» (1-я ступенька), и кромка даже не дрогнула!

 

Когда я летал в бодрую термичку с сильным метеоветром, то как-то залетел туда, куда соваться не стоило, и отхватил по полной программе. Я получил несколько асимметрий – справа, слева, меня хорошенько помотало в подвеске, но центроплан оставался монолитным и твёрдым как камень.

 

Хотелось бы отметить низкое усилие на задних рядах при довольно нагруженных передних. Пилот в основном «висит» на стропах А и В рядов.

 

Ikuma 2 скользит по предгорьям Белледонны. Хорошая правильная форма, передняя кромка c акульим носом, безоплёточные стропы. Крыло, ориентированное на ЛТХ!

 

В термиках

 

Ощущения немного другие, потому что несмотря на то, что эффективность набора высоты очень хорошая, мы забываем, что это "high performance wing", и вспоминаем, что это крыло с сертификацией EN B.

 

Прежде всего это чувствуется по ходу клевант – он прощает ошибки пилотирования – а чего вы ждали, когда приходится быстро переключаться с хорошей гонки на обработку термика. В спирали пилоту желательно держать «внутреннюю» руку согнутой в локте близко к телу, иначе может быть некомфортно в плане физических усилий... В этом как раз проявляется отличная устойчивость Икумы по крену. Не нужно стесняться, чтобы посильней зажать клеванту для изменения радиуса поворота в термике, не забывая при этом и о возможности работы весом.

 

Хотелось бы отметить, что я находился в середине вилки 26 размера. При загрузке по верху эффективность клевант безусловно будет отличаться за счёт уменьшения потребного хода.

 

Подведем промежуточные итоги!

 

Ikuma 2 обладает большим маршрутным потенциалом. Комфортная и летучая в сильную погоду, она будет особенно приятна на переходах, но в турбулентных условиях крыло естественно потребует больше активных действий со стороны пилота.

 

Со своей стороны, я могу представить, что на очень длинном маршруте вторая Икума сможет меня утомить. Но это лично моё мнение, так как я предпочитаю менее задемпфированные крылья, c более чувствительными и короткоходными клевантами. К вашему сведению, я поэтому всегда при обработке термика и подматываю клевантную стропу на пол оборота. Но для какого-то другого пилота, в соответствии с его опытом, управление Икумой покажется очень спокойным и комфортным. Всё очень индивидуально и зависит от личных предпочтений, лётных мест, аэрологии…

 

Что касается лётных характеристик – здесь всё хорошо! Диапазон скоростей на клевантах (от полностью отпущенных до срыва) более 12 км/ч, добавим к нему около 12 км/ч прироста скорости на акселераторе, и получается, что полный диапазон скоростей довольно большой... Я летал кросс кантри с несколькими парапланами – одноклассниками Икумы. Так вот, пилоты этих крыльев отметили преимущество Икумы по ЛТХ. Оно чувствовалось по ходу всего маршрута – на переходах и в термиках, по скорости и в глайде. Мы просто забыли, что это EN B.

 

Ikuma 2 P (облегченная версия) в одном из 2-х своих стандартных цветов, второй - синий.

 

Методы быстрого спуска

 

Уши делаем, потянув за выделенный A’ ряд. Они устойчивы и легко удерживаются. Взявшись за следующую стропу (3А2), увеличиваем размер ушей. Они также хорошо работают, стабильные. Демпфирование по крену на ушах сохраняется. Открываются самостоятельно и постепенно, поэтому не нужно торопиться дёргать за клеванты.

 

Уши «А'»

 

Уши на акселераторе нестабильны, всё время норовят открыться. Поэтому я рекомендую выполнять этот режим с помощью строп 3В3 (карта стропной стр. 24 - прим. ред.), это более эффективно. Niviuk тоже это рекомендует, поэтому 3В3 отмечены красным цветом, как и стабило. В3 уши работают хорошо, со стороны выглядят примерно как и обычные уши, но свешенные вниз, с кончиками, повёрнутыми назад. Раскрытие осуществляется простым отпусканием. Сложность связана с правильным захватом В3, чтобы она не была внахлёст на другие стропы. И нужны перчатки, потому что стропа без оплётки и сильно натянута.

 

Возьмитесь за «B 3» с красной отметкой. 

 

Уши «В 3». По сравнению с обычными ушами крыло более наполненное. Эффективный манёвр на Ikuma 2, такое возможно не на всех крыльях.

 

В глубокой спирали снижение нарастает стабильно, после несколько витков становится больше 12 м/с. Выход желательно делать постепенно. Так как крыло запасает много энергии, то и рассеивать её нужно плавно, за пару-тройку оборотов.

 

Я также делал спирали со сложенным внешним ухом. Снижение тоже довольно быстрое, но я заметил спиральную нейтральность после 8 м/с (для выхода требуется помощь пилота). Поэтому необходимо иметь в виду, что такой маневр направлен для получение умеренного снижения, но и с меньшими перегрузками.

 

В-срыв на Икуме также возможен, и даже хорошо контролируется. Однако при входе в режим необходимо приложить большие физические усилия. Снижение стабильное. Выход осуществляется просто отпусканием обоих рядов без необходимости их сопровождения.

 

Искусственно вызванные сложения

 

Фронтальные сложения (физически сделать достаточно сложно!) и асимметрии (до 50%) раскрываются самопроизвольно с возвращением в прямолинейный полёт. Однако следует помнить, что в турбулентных погодных условиях пилоту могут потребоваться уверенные навыки активного пилотирования, особенно рядом с рельефом.

 

На низких скоростях Ikuma 2 чрезвычайно стабильна, сорвать крыло физически сложно. Это практически исключает ошибку недостаточно внимательного пилота.

 

Ikuma 2 – понятное, с приятным поведением крыло. Но будьте готовы привыкать к большому ходу клевант!

 

Посадка

 

Ничего особенного. У Ikuma 2 большой ход клевант, поэтому не стесняйтесь его использовать по полной при посадке в слабый ветер или штиль.

 

Итоговые выводы

 

Ikuma 2 – это современное крыло с высокими лётными характеристиками, достаточно хорошо задемпфированное по тангажу и по крену, с высокой пассивной безопасностью и снисходительно большим ходом клевант, прощающим пилоту ошибки.

 

Несмотря на то, что я летал по середине вилки, впечатление от глайда и «летучести» Икумы в целом сложилось очень хорошее. Я не пробовал летать на облегчённой версии параплана (Ikuma 2 P), но как правило «лёгкие» крылья чуть лучше управляются, немного живее по тангажу и по крену, но остаются задемпфированными при больших колебаниях.

 

Это действительно универсальный параплан. Спасибо Niviuk за то, что он создал сбалансированное крыло, очень комфортное для своего уровня и эффективное по ЛТХ.

 

Оригинал статьи