NIVIUK в России

Радость полёта...

Мини-тест Peak 5 от Теоретика

Огромное спасибо Алексею Тарасову и Алексею Мерзлякову, за то, что сделали этот полёт возможным! Несмотря на большое число зарубежных отзывов о Пик 5, все они по важности для наших пилотов не стоят одного отзыва Теоретика  

 
Итак... 08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км
«Благодаря Лёше Мерзлякову удалось попробовать этот интересный аппарат, а заодно -- и обновить неофициальный рекорд Юцы в дисциплине "треугольник FAI".

 

Старт. И сложно, и просто. Просто, когда Пик уже поднялся с земли. Эффективность управления высокая, аппарат откликается на любые действия пилота динамично, но адекватно. А вот пока Пик лежит на земле – то, как и многие двухрядки, он склонен капризничать. То задняя кромка вывернется, то заборники отказываются "хапать" воздух... В общем, внимания требуется довольно много – но не больше, чем для других двухрядок в аналогичной ситуации.

Управляемость. Очень приятная. В плане эффективности управления и остроты реакций на действия пилота Пик 5 не дотягивает, пожалуй, только до уровня UP Meru – и уверенно оставляет позади все остальные известные мне двухрядки с лейблом EN D. И если Meru именно из-за остроты реакций оказывается довольно требовательным к пилоту, то с Пиком я такого не заметил. Понимание пришло с первых минут полёта, с первых витков термической спирали, и дальше всё было легко и понятно. Лёша предупреждал, что Пик вроде бы не любит большие крены – но мне скорее показалось, что Пик больше всего любит термический вираж с креном градусов 20-30, стоит в нём как влитой. На бóльших кренах проблем нет, но пилотировать надо чуть более точно и быстро. Очень впечатляют винговеры и крутые спирали – главное не переборщить. Винговеры легко и непринуждённо уходят за 90 градусов крена с одного-двух движений, спираль со снижением больше -10, заметной перегрузкой и позывами на спиральную нейтральность получается с одного оборота... Да, я грузил аппарат по самому верху вилки – и тем не менее такое поведение одной только большой загрузкой не объяснить. Это именно характер Пика, и это надо учитывать, когда летаешь на нём. Приятно, что ход клевант достаточно велик – всегда есть хороший запас до срыва. Помнится, кто-то жаловался на то, что клеванты у этого Пика тяжеловаты – мне так не показалось. Скорее это зависит от стиля пилотирования, а я люблю много работать корпусом и минимально махать руками, и ощутить некомфорт в руках за несколько часов полёта мне не удалось.

 
Управляемость задними рядами. Для двухрядок – очень важная штука. Задние ряды у Пика непривычно лёгкие. И чем больше выжимаешь акселератор – тем меньше нагрузки остаётся на задних рядах. В результате заметно "проседает" эффективность управления задними рядами. Приходится шевелить ими смело, энергично и амплитудно – и аппарат это прекрасно понимает, не обижается. В целом лёгкие задние ряды – не проблема, просто нужно слегка привыкнуть.

Летучесть. Тут всё интересно.
Во-первых, Нивиук зачем-то задрал этому Пику балансировочную скорость – с моей загрузкой она получилась примерно на 3-4 км/ч больше, чем у конкурентов. При меньшей удельной нагрузке она всё равно остаётся достаточно большой, чтобы это было заметно и влияло на стиль пилотирования. Высокая балансировочная скорость очень ощутима в потоках – Пику сложно удерживать те же скорости, тот же темп, что у парапланов, которые набирают рядом, приходится всё время "подрезать" других. С другой стороны, даже при высокой удельной нагрузке Пик набирает в потоках очень эффективно, и после пары-тройки "подрезок" обычно обнаруживается, что ты уже выше тех, кому мешал пару спиралей назад.

Во-вторых, глайд. Конечно, это дико субъективно (не было возможности погоняться с другими двухрядками) – но Пик как минимум не разочаровывает. Думаю, что поляра у этого Пика примерно такая же, как у прочих двухрядных "дешек" (ну, за вычетом безоговорочно лидирующего Леопарда). Быть может, даже чуть лучше, чем у конкурентов. Скорости и качества хватает за глаза, на маршруте можно вести себя смело и даже нагло... ну, в плане тактики

Скорость. Погода мне досталась такая, что ей надо было пользоваться на 120%. А для этого надо было, не стесняясь, работать акселератором. Замеров не проводил, но субъективно со скоростью у Пика всё очень хорошо. Прирост скорости – примерно +20 км/ч (как у всех, за вычетом Леопарда). Что приятно – на большой скорости Пик не становится злобным психопатом вроде озоновского Зено, поведение аппарата остаётся вполне вменяемым и достаточно спокойным. Несмотря на мощную погоду, не получил ни единого позыва на сложение на большой скорости, что очень приятно в этом классе техники.

Комфорт и субъективное ощущение надёжности. Тут всё отлично! Зная, в какую сторону меняется Нивиук последнее время, опасался, что Пик будет восприниматься достаточно "горячим" крылом. Но нет – по уровню комфорта я бы расположил Пик где-то чуть выше Икс-Корда и Леопарда. Из двухрядной техники проще пятого Пика, пожалуй, только более старые Пики и специфичные "недо-EN-C" вроде SOL LT1. Meru сравним по комфорту, но чуть более требователен в силу более острого управления. Пик 5 воспринимается монолитным, извиваний и "маханий ушами" у него даже меньше, чем у хорошо знакомого мне Икс-Корда. И оно так даже в достаточно мощную погоду. "Уши" довольно нагруженные, за 5 часов полёта в мощную погоду разок хлопнуло процентов 15 размаха. Что особенно приятно – комфорт сохраняется и на большой скорости. А ещё очень интересно, что то ли за счёт упругих нитиноловых проволок вместо лесок, то ли за счёт каких-то других особенностей конструкции в болтанку Пик приятно "пружинит", неожиданно мягко рассеивая мощные удары болтанки.

Выводы. На мой взгляд, Пик 5 – это некоторый сдвиг парадигмы. Если прежние Пики (и даже легендарный Айспик 6, который на пол-класса выше) можно было смело рекомендовать в качестве первых двухрядок, то Пик 5 – уже не совсем. Это более спортивный, чуть более требовательный к пилоту аппарат. Да ещё и заметно отличающийся по характеру от прежних Пиков (из зала подсказывают, что пятый Пик – прямой родственник топового Evox-а, а вовсе не более старых Пиков и Айспиков). На мой взгляд, идеальная аудитория этого крыла – опытные, зрелые пилоты со здоровыми спортивными амбициями, которые не готовы жертвовать комфортом и, вероятно, безопасностью ради борьбы за первые места на соревнованиях уровня национальных чемпионатов. Для таких дел существует GIN Leopard и всякие Энзы. А ещё этот Пик – великолепное крыло для несоревновательных маршрутных полётов в любых условиях. Думаю, что по соотношению "летучесть-требовательность к пилоту" Пик 5 примерно равен Леопарду. Ну, летит чуть-чуть хуже (особенно это касается прироста скорости на акселераторе – тут Леопард лидирует безоговорочно), зато и меньше требует от пилота. Мне очень понравилось! Спасибо Лёше Мерзлякову за подаренный великолепный лётный день и возможность познакомиться с Пиком.»
 
Интереснейший рассказ Алексея об этом полёте.