Niviuk Artik 5 24.Тест Зиада Базиля/Ziad Bassil tests Artik5
В тесте участвовали крылья: Artik 5 24 (75-95 кг), Alpina 3 MS (75-95 кг), Sector XS (70-90 кг).
В 2018 году в категории «C» Niviuk выпустил новое крыло - Artik 5 с удлинением 6,3. Мой друг дал мне его на тест.
Качество изготовления – хорошее, с нитиноловыми жесткостями и акульим носом. Стропы – безоплетка, но с балансом толщины в сторону долговечности, что и позволило, вероятно, не использовать оплетку.
Я летал на Artik 5 24 с загрузкой 90-95 кг.
В штиль Artik 5 24 надо полностью вытягивать в летное положение (за А-ряды). В сильный бриз эта же особенность позволяет хорошо контролировать крыло и подъем происходит мягко (используем внутренний А-ряд).
Полеты проходили в разную погоду – от слабой до умеренно жесткой, иногда турбулентную, с потоками до 7 м/с. Для лучшего понимания крыла я для сравнения в эти же дни летал на Ozon Alpina 3 MS и Nova Sector XS.
Общее впечатление.
В условиях турбулентности Artik 5 на меня произвел впечатление монолитного и комфортного крыла. В аналогичную погоду Artik 5 меньше нуждался в контроле со стороны пилота, чем та же Alpina 3 (загрузка 92 кг), которая славится своим комфортом.
Пояснение:
При влетывании в Artik 5 поначалу возникают небольшие ощущения колебаний по крену, ограниченные и управляемые. Эти колебания являются плюсом при поворотах, объясню чуть позже... Artik 5 – действительно комфортное крыло для удлинения 6,3. Движений по тангажу нет совсем. При попадании в термик Artik 5 при загрузке 95 кг поднимается вертикально с небольшим наклоном в сторону ядра. Чувствуется очень монолитным.
При загрузке 90 кг в жесткую погоду крыло ведет себя тоже вполне нормально, немного более живое и его лучше догрузить. В средних погодных условиях Artik 5 на 90 кг такой же монолитный как и по верху загрузки.
В одних и тех же условиях Sector XS (загрузка 85 кг) наиболее информативен и требует большего объема действий от пилота. От Alpina 3 MS (загрузка 92 кг) идет чуть меньше информации, и с крылом надо меньше работать. Меньше всего действий для управления парапланом требуется пилоту на Artik 5 24 при загрузке 92-95 кг.
У четвертого Артика на каждую сторону шло по 2 стропы, и многие пилоты, отлетав на нем по 2 сезона, испытывали сложности при полетах в турбулентных условиях. У Артика 5 идет по 3 стропы на сторону и данная проблема полностью отсутствует. Артик 5 – это обратная сторона монеты в сравнении с Артиком 4, с более жесткой конструкцией, которая остается стабильной в турбулентном воздухе.
Схема строп Artik 4 Схема строп Artik 5
В сильную погоду я предпочитаю получать от крыла легкие намеки о состоянии воздуха. Конструкция Артика 5 помогает быть готовым к любым сюрпризам. У меня было лишь несколько небольших сложений ушей, предвестников которых я не почувствовал.
Управляемость, маневренность и набор высоты.
На Artik 5 можно крутить реально узко в умеренную термичку, но в жесткую погоду крыло не всегда охотно идет в поворот. Artik 5 способен делать эффективные плоские повороты, что больше подходит для кросс кантри, чем для фристайла.
Пояснение:
В умеренных и мягких погодных условиях:
Отклик крыла на клеванту быстрый, четкий, прямой (идет за рукой), что позволяет эффективно и плоско работать в спирали. Полетав рядом с моими оппонентами, могу сказать, что Артик 5 изумительно набирает высоту в слабых условиях. Каждый раз, наткнувшись на слабый термик, Артик 5 всплывал намного эффективнее. После многократных попыток я уверенно ставлю его на самый верх в категории «набор высоты в слабых условиях».
В сильных ядрах:
Я выяснил, что в сильную термичку Artik 5 24 наиболее быстро и эффективно заходит в ядро при загрузке по самому верху. Но даже при максимальной загрузке Artik 5 набирает высоту безмятежно как зверь! Как результат - итоговое первое место по набору высоты в С - классе. Что касается управления Артика 5 (загрузка 95 кг) в турбулентных ядрах, то крыло имеет тенденцию к выполаживанию спирали и параплану надо помогать внутренней клевантой и весом. Эти небольшие колебания по крену у А5 позволяют ему лучше ложиться в поворот, но при этом требуют большей работы клевантой, чтобы оставаться в ядре. В этот же день Alpina 3 MS (загрузка 92 кг) и Sector XS (загрузка 85 кг) оставались в ядре с минимальной помощью пилота.
В сильную погоду:
В турбулентном, неоднородном воздухе, Artik 5 чуть менее маневренный, чем Alpina 3 и Sector. В однородных термиках крыло вполне маневренное и легко удерживается в ядре.
Нагрузка на клевантах от умеренной до слегка высокой меняется уже после 20 см хода клевант. У Peak 4 клеванты примерно в половину тяжелые.
Артиком 5 в спокойном воздухе можно управлять 5ю -10ю сантиметрами хода, и 30ю - 40ка в сильную погоду.
В этот день минимальная нагрузка на клевантах была у Sector XS, чуть больше у Alpina 3 MS, которая показала более фановое поведение в термиках.
Глайд.
Я несколько раз летал рядом с Sector XS и Alpina 3 MS. При одинаковой загрузке крылья имеют одинаковую балансировочную скорость и скорость на полном акселе.
Угол планирования на балансировочной скорости и скорости на полном акселе у Артика 5, многократно проверенный вживую, каждый раз показывал мне превосходство Артика 5 в категории «угол планирования» в С-классе. Если сравнивать по этому показателю с Alpina 3 MS, то разница достаточно несущественная, ее практически нет, лишь небольшое преимущество Артика 5 по всплываемости в восходящих потоках воздуха.
Также я выяснил, что Artik 5 при максимальной загрузке эффективнее пробивает термичный воздух, подобно Alpina 3 MS, загруженной 91 кг.
Чтобы выжать первую ступень акселератора у A5 требуются умеренные усилия, вторую ступень - достаточно высокие.
Реально легким в этот день был аксель у Sector XS, на втором месте Alpina 3 MS.
Управление Артика 5 С-рядами имеет обычную в среднем эффективность, и требует немного меньших усилий на балансе и немного больших на акселераторе.
Уши – эффективный способ снижения. Открываются с небольшой помощью пилота.
Спровоцированные асимметричные и фронтальные сложения легко контролировать. При асимметрии параплан достаточно просто удерживать от вращения, раскрывается очень быстро. ЛТХ на малых скоростях позволяют достаточно просто (для крыльев категории С) топлэндиться.
Вывод.
Помимо хорошего качества изготовления, Artik 5 24 произвел на меня впечатление своими ЛТХ, особенно высоким комфортом в условиях турбулентности среди парапланов С - класса. Artik 5 24 способен спокойно летать по середине вилки, но в сильную погоду я бы предпочел летать «по верху», чтобы лучше резать воздух. В слабую погоду преимущество максимальной загрузки пропадает. Могу сказать, что выживание на малой высоте будет обычным делом для пилотов Artik 5. Очень интересный параплан в С - классе.
Полный рейтинг С - крыльев Зиада Базиля