Обзор крыла Niviuk Hook 4 от Flybubbleteam
Hook 4 тестировал Грег Хамертон - пилот известной английской парапланерной школы и магазина flybubbleteam.
«После выхода Niviuk Ikuma в верхнем сегменте крыльев класса EN B (который мы называем XC классом) мне кажется, что новый Hook был переработан как более простое и спокойное крыло в нижней его части (который мы называем Progression) – для выпускников летных школ и пилотов выходного дня. Таким образом, Hook 4 теряет «часть Хука» своих предшественников и предлагает более мягкий характер, сохраняя при этом хорошие ЛТХ и высокую пассивную безопасность.
Передняя кромка готова заглотить немного весеннего воздуха
Свободные концы вполне стандартные - довольно широкие, с идущими от них тремя стропами А-ряда, двумя В-ряда + стабило и двумя С-ряда – некоторый минимализм в классе, с разделенным А-рядом с так называемыми малыми «большими ушами», которые не будут беспокоить новичков, и С-рядами, позволяющими эффективно погасить крыло в сильный ветер, особенно при использовании одновременно с клевантами.
План стропной системы
Сначала наполняется передняя часть крыла, а излом вдоль размаха не дает ему разогнаться
Подъем Hook 4 не вызывает вопросов – просто тяните за А-ряды пока крыло не окажется над головой. Даже при сильном ветре Hook не обгоняет и не выстреливает, останавливается сам по себе, и поэтому практически нет риска неожиданностей на старте. Однако, с другой стороны, при недовыводе крыла (примерно на уровне 50 градусов) оно может просто свалиться на землю, если пилот повторно не поможет ему А-рядами. Решение простое - не отпускать А-ряды до полного вывода крыла. Как по мне, то я думаю, что крылья начального уровня должны немного больше помогать пилоту на взлете.
Неспешный и плавный подъем крыла даже при сильном ветре
Карло добавил: «Hook 4 надо выводить до конца, но его ленивое поведение упрощает старт, не давая крылу вас обогнать. Для пилотов, которые не достаточно хорошо чувствуют, когда крыло разгоняется, и не успевают его вовремя приостановить до обгона и сложения, наличие точки зависания над головой у Hook 4 будет приятной характеристикой».
С одной стороны, пилот защищен от выдергивания или от обгона крылом на старте, что может быть реально опасно. Но с другой стороны подобное поведение параплана ограничивает ускорение для достижения короткого старта в сложных условиях. Поэтому Hook 4 предназначен для пилотов, которые, возможно, ещё не обладают достаточно скоординированными реакциями, и, вероятно, будут стартовать с просторных участков местности.
Крыло опускается из этой позиции и требует доводки А-рядами
В воздухе задемпированность крыла по тангажу заметна: Hook 4 не делает сильных клевков, а незначительные колебания легко погасить клевантами. Курс Hook держит достаточно стабильно. При этом он немного раскачивается в неспокойном воздухе. Это не приводит к изменению направления полета и вполне безопасно. Но это немного больше того, к чему я привык в классе лоу EN B. Эта информативность полезна при поиске термиков, но может не понравится робким пилотам.
Симпатичная задняя кромка и гладкий профиль
Начало хода клевант мягкое и плавное, при этом крыло сразу послушно идет за рукой в поворот, который выполаживается после разворота на 90 градусов. Для обработки узких термиков надо достаточно глубоко утапливать клеванту, что обеспечивает безопасное устойчивое увеличение угла наклона и скорости поворота, без тенденденции ухода в негатив. Нагрузка на клевантах при этом возрастает от умеренной до высокой. Чтобы сорвать крыло, надо очень сильно постараться. Параплан долго накапливает энергию и на выходе из поворота слегка задемпфирован. Невысокая энергоемкость позволяет получить устойчивый поворот относительно фиксированного радиуса. В отличие от предыдущих моделей Хука и Артика, Hook 4 не трубует участия внешней клеванты для контроля угла разворота. С моей точки зрения, это улучшение, которое упростит работу в термиках начинающим пилотам.
Плавный поворот с благородными манерами
Для тех, кто привык рассекать турбулентный воздух на акселе, управляя задними рядами, это не то крыло, чтобы использовать подобную технику. Она не часто подходит трехрядным крыльям и определенно не для Hook 4. Управление С-рядами лишь делает складки вдоль хорды - гораздо лучше кататься на полностью выжатом акселераторе и контролировать мелкие тычки, которые Hook 4 вам оставит.
Летаем рядом ради кадра!
Акселератор выжимается достаточно просто. Хотя моё определение изменения скорости основано лишь на приблизительном измерении по GPS, думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что прирост составляет немногим больше 10 км/ч на полном акселе, а её максимальное значение находится в районе 50 км/ч при загрузке в верхней части вилки и спокойных погодных условиях. Вполне нормально для своего класса. Да, вы можете не долететь до гола при сильном ветре, но Hook не доставит вам беспокойства - совсем неопасное на полном спидбаре, очень стабильное.
Конкурентная балансировочная скорость и диапазон скоростей в своем классе
Крыло показалось вполне конкурентным по глайду и скороподъемности. Большие уши стабильные и не заметно влияют на воздушную скорость. Наиболее эффективны при использовании акселератора. Вызвать асимметрию 50% физически достаточно сложно, а раскрывается она очень легко.
После нескольких винговеров и спиралей становится понятно, становится понятно, что крыло не накапливает много энергии. Это помогает преодолеть турбулентность без нежелательных клевков и смены курса. Но если вам приходит в голову идея заняться свупингом, то, возможно, вам нужно крыло классом выше.
Рядом со склоном контролируйте спираль
Резюме:
Hook 4 – простое и доступное крыло для выпускников летных школ и безопасное для первых полетов в термичку. Для взлета крыло надо полностью выводить над головой, широкие повороты не требуют больших усилий, при работе в термиках нагрузка на клевантах становится уже ощутимой, пассивная безопасность достаточно обнадеживает. У крыла спокойный характер и оно поможет пилоту прогрессировать. Одним словом: доброе.
Техническая информация:
Крыло: HOOK 4 25 (80-100 кг). Загрузка 84 кг.
Подвеска: Skywalk Range XALPS
Погодные условия: налет 2 часа в мягкую термичку в динамике, температура 12 градусов Цельсия, набор высоты до 300 м, ветер 25 км/ч.
Тестовый пилот: инструктор с налетом 2500 + часов, летал на 150 + крыльях, летает с 1992 года, текущее крыло Omega XALPS».