Особенности конструкции параплана

NIVIUK в России

Радость полёта...

Парапланы Niviuk. Категории.

Особенности конструкции параплана.

Конструкция параплана

 

Парапла́н (от слов: парашют планирующий) – сверхлёгкий летательный аппарат (СЛА), созданный на базе планирующего парашюта. Несмотря на внешнее сходство и родство с парашютом (в основе обоих – мягкое крыло, без жесткой основной конструкции), они принципиально отличаются тем, что параплан предназначен для горизонтального полёта, а парашют – для вертикального спуска. Опытные пилоты на параплане могут преодолевать многие сотни километров. Умело используя источники подъемной силы, пилот может набрать высоту, часто поднимаясь на высоту в несколько тысяч метров. Комплект параплана состоит из крыла, подвесной системы, запасного парашюта, шлема, рации, лётного прибора, одежды и прочего оборудования на усмотрение пилота. Упаковывается в рюкзак, который в итоге может весить примерно от 10 до 20/25, а то и более килограммов.

 

Основная часть параплана это купол, который надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Купол параплана имеет две поверхности – верхнюю и нижнюю. Профиль крыла формируют расположенные внутри поперечные перегородки – нервюры. 

 

 

Нервюры можно разделить на несколько типов: 

 

• Силовые нервюры – к ним пришиваются петельки, к которым крепятся стропы. Данные элементы крыла сильно нагружены, поэтому их усиливают разными способами, нашивая дополнительные силовые ленты и жесткости.

 

• Промежуточные нервюры – служат для обеспечения требуемой формы профиля по всему размаху крыла.

 

• Косые нервюры (косынки) – диагонально расположенные элементы крыла, которые одним краем пришиты к точке крепления петельки на силовой нервюре, а другим – к верхней поверхности промежуточной нервюры.

 

• Существуют также хвостовые нервюры (минирёбра), правда, не на всех парапланах. Такие элементы обеспечивают чистоту поверхности задней кромки крыла, улучшая лётные характеристики параплана.

 

Нервюры имеют отверстия для перетекания воздуха. Благодаря этому в крыле создается равномерное давление. Это ускоряет наполнение купола на старте и облегчает его раскрытие в случае сложений в воздухе. Передние края нервюр усилены полужесткими пластинами. Они увеличивают жесткость передней кромки, что значительно облегчает старт и повышает стабильность параплана. На передней кромке расположены воздухозаборники. Через них купол наполняется воздухом и приобретает форму крыла. В полёте она поддерживается избыточным внутренним давлением, создаваемым набегающим потоком воздуха.

 

 

Стропы крепятся к специальным усилениям на куполе и идут к свободным концам. К стропам предъявляют высокие требования. Они должны быть не только прочными, но и достаточно тонкими. При минимальной толщине стропы должны выдерживать кратковременные и длительные перегрузки (вплоть до 6 G), которые могут возникать при выполнении некоторых манёвров. Чем тоньше стропа, тем меньше сопротивление, тем выше лётные характеристики параплана. Как правило, одна толстая стропа всегда будет иметь меньшее сопротивление по сравнению с двумя более тонкими стропами той же суммарной прочности. Этим объясняется, почему все парапланы имеют сложный многокаскадный рисунок строп, а также то, что двухрядные парапланы имеют меньшее сопротивление строп по сравнению с трёхрядными.

 

Стропная схема параплана состоит из ярусов и рядов. Чаще всего встречается трехъярусная стропная схема: верхний ярус, средний ярус, нижний ярус. Реже можно встретить двухъярусную схему. Что касается рядов, то обычно применяется трехрядная схема. На современных спортивных парапланах двухрядная стропная схема.

 

Все стропы сходятся на свободных концах. Их два – левый и правый, под соответствующий набор строп. Свободные концы параплана сшиты из очень прочной ленты, поэтому выдерживают огромные перегрузки. На свободных концах можно увидеть систему акселератора или триммера. Эти системы нужны для изменения угла атаки крыла.

 

Акселератор – это система роликов и шнуров, которая обеспечивает изменение длины первого и второго ряда, в результате чего уменьшается угол атаки, и крыло летит быстрее.

 

 

Акселератор выжимается ногами, для этого применяется специальная планка, которая с помощью шнуров, проходящих через ролики подвесной системы, крепится к шнурам акселератора на свободных концах.

 

Триммер – парный элемент регулировки на лямке заднего свободного конца, укорачивающий или удлиняющий задние ряды для изменения угла атаки купола.

 

Триммер свободного и мотопарапланов

 

Триммер параплана для свободного полёта в обычном состоянии отпущен. Затягивая его мы уменьшаем длину второго и третьего рядов (на четырехрядном свободном конце – соответственно 3-го и 4-го). В результате затягивания триммера угол атаки крыла увеличивается, параплан в таком режиме летит медленнее, вертикальная скорость тоже уменьшается. Такой режим позволяет летать в слабых восходящих потоках. Так как нагрузка на задних рядах параплана значительно меньше, то триммер вытягивается руками.

 

У мотопараплана свободный конец вместо обычного триммера имеет «минус-триммер», который выполняет роль акселератора. В штатном режиме минус-триммер затянут. Крыло в таком режиме летит на установочном угле атаки. Если отпустить минус-триммер, то на свободных концах увеличивается длина задних рядов. В результате этого угол атаки крыла уменьшается, и оно летит быстрее. Данный элемент был создан из тех соображений, что для новичков акселератор может стать причиной нештатной ситуации – планка акселератора, которая выжимается ногами, может попасть в плоскость вращения винта и повредить его, а также привести к серьезному падению.

 

Клеванты. У параплана их две – левая и правая. К клеванте привязывается стропа управления, которая проходит через колечко, пришитое на конце заднего ряда строп, ветвится и присоеденяется к задней кромке крыла. Правая к правой половине, левая к левой.

 

 

При натяжении одной из клевант, задняя кромка с соответствующей стороны подгибается вниз, тормозит крыло и купол разворачивается. Тянем правую, поворачиваем вправо, тянем левую - влево. Если потянуть обе клеванты, то мы уменьшим горизонтальную и вертикальную скорость параплана. Сильное натяжение приводит к срыву крыла и заднему свалу. Срыв одной части крыла – к негативной спирали.

 

При обрыве стропы управления необходимо управлять парапланом с помощью заднего ряда. При запутывании клеванты надо взять в руку стропу управления выше колечка на заднем ряду и управлять парапланом как обычно. Только при условии, что стропа управления в результате запутывания сильно не укоротилась (!). Если же кромка уже поджата, то постарайтесь не тянуть запутанную клевантную стропу. В обоих случаях при невозможности восстановления штатного контроля необходимо немедленно пойти на посадку.

 

Конечно, кроме параплана для полётов нужны дополнительные элементы – подвесная система, запасной парашют, шлем, лётный прибор. В подвесной системе удобно располагается пилот. По сути – это сидушка с карабинами, к которым крепятся свободные концы параплана. Запасной парашют – это элемент безопасности. Так как крыло параплана не содержит жестких элементов, то оно подвержено подворачиванию при попадании в турбулентный воздух. Иногда крыло так сильно подворачивается (пилоты обычно говорят «складывается»), что приходится применять запасной парашют для спасения своей жизни. Шлем защищает голову пилота от жёстких ударов о землю. Иногда, даже работая с крылом на земле, возникают ситуации, когда пилота начинает тащить сильным порывом ветра. Тут очень пригодится шлем. Со временем также потребуется вариометр (прибор, показывающий высоту и скорость подъёма или спуска), комбинезон и специальная обувь.