Поиск и обработка потока. Часть 1.

NIVIUK в России

Радость полёта...

Поиск и обработка потока. Часть 1.

Автор: Bob Drury, перевод: Александр Леонов.

 

Хотите лучше обрабатывать потоки? Конечно, хотите! Каждый пилот мечтает летать лучше. Боб Друри раскрывает свою Пятизвёздочную систему поиска термиков и заглядывает в умы самых титулованных пилотов, чтобы рассказать, как они это делают.

 

Мое посвящение в один из разделов тёмной магии – «Обработка термиков» – началось во время десятого полета. На старте во Франции мой учитель Кит провёл мне подробный инструктаж:

 

– Когда запищит вариометр, досчитай до четырёх и зажми одну клеванту.

 

Вооружившись этим драгоценным советом, я залетел в полуденный термик и, взмывая вверх по прямой, медленно считал в уме. На счёт «четыре» я выбрал направление и нажал на одну клеванту так сильно, как только мог… К четвертой попытке в этот день я понял, что делаю что-то неправильно. Не говоря уже про все эти G, которые на меня действовали.

 

Происходило что-то, что я никак не мог уловить. Что-то более тонкое, чем я сначала представлял себе, думая о полёте в термиках... И двадцать глубоких спиралей спустя я снова оказался на земле – разочарованный и немного укачанный, но готовый к следующей бесценной подсказке от Кита:

 

– Думаю, ты летел немного быстрее, чем надо. Попробуй поработать внешней клевантой.

 

Как Дуглас Адамс в своей книге «Автостопом по галактике» умудряется столь метко и лаконично описать всё население планеты Земля как «в основном безвредное», так и несколько слов, сказанных мне Китом много лет назад, действительно передавали суть полёта в термиках в самой элементарной форме:

 

– Делай спирали, чтобы оставаться в потоке, и лети медленно, чтобы держаться в нём как можно дольше.

 

На следующий день, когда вариометр пел, я делал уже медленные спирали и за два часа пролетел двадцать пять километров. Это было потрясающе! Я прозрел, но чувствовал, Кит что-то недоговаривает. Я принялся собирать информацию – как через собственный опыт, так и благодаря мудрым словам других пилотов. Но то, что я в итоге обнаружил, оказалось вовсе не чётким набором правил, а сборной солянкой мнений и рекомендаций, которые иногда даже противоречат сами себе.

 

Полёт в термиках – это обширная тема, в которой существует совсем немного настоящих правил, которые нужно было бы строго применять. Поэтому, вместо того чтобы пытаться изложить несуществующий свод жёстких инструкций, я решил передать тонкости дзэна обработки термиков, опираясь на слова и советы некоторых из лучших пилотов мира. Я собрал в два материала весь этот сумбур трудноуловимых «правил», которые сам усвоил за 15 лет полётов.


И я предлагаю вам погрузится в «Дзэн и искусство спиралей» – надеюсь, вы извлечёте из этого пользу.

 

Система «Пять звёзд»


Прежде чем учиться эффективно использовать термик, сначала его нужно найти. А поскольку термики невидимы, поиск обычно сводится к тому, чтобы увеличить шансы на их обнаружение. Для этого я обучаю пилотов использовать систему оценки «Пять звёзд», которая помогает повысить вероятность нахождения термика.


Это простая система, в которой вы присваиваете потенциальному месту для поиска термика оценку, исходя из того, сколько из следующих признаков вы там наблюдаете:

  • солнце
  • ветер
  • рельеф
  • облака
  • птицы (другие летательные аппараты)

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее, чтобы лучше понять.

 

Солнце

 

Это наш источник энергии. Без него нет излучения, нет нагрева – и, соответственно, нет термиков. Если вы летаете в день с переменной облачностью и тенями, то поверхность земли будет нагреваться только в тех местах, где светит солнце, а в затенённых областях – нет.


Хотя тень может иногда спровоцировать срыв тёплого воздуха, проходя над прогретой землёй, но в целом, как правило, тень – не лучшее место для любого парящего летательного аппарата или птицы. Бывший чемпион мира Роб Уиттолл однажды сказал мне, когда я спросил его о самом важном совете:


– Держись на солнце, сильно не ошибёшься.


 Если потенциальный источник термика находится на солнце, поставьте ему одну звезду.

 

Ветер


Ветер не только создаёт динамическую подъёмную силу на склонах, что продлевает ваш полёт и значительно увеличивает шансы поймать термик, но и сносит тёплые воздушные массы по земле вверх по склону к точке, где они могут оторваться и начать подниматься.


В настоящих горных системах, где действуют долинные ветра и анабатические потоки, важно помнить: именно эти низкорасположенные ветра поднимают нагретый воздух из долин на горы. Метеорологический ветер часто не имеет большого значения – до тех пор, пока вы не окажетесь на значительной высоте.


Рассмотрите форму долины внизу и представьте, что по ней течёт огромная река. Там, где эта река сталкивается с рельефом и вынуждена подниматься вверх, – отличные места для поиска термиков.


В равнинных условиях всё немного иначе. Ветер гонит нагретый воздух вдоль земли, пока тот не достигнет «спускового крючка» – реки, линии деревьев, дороги или просто неровности на местности, где термик может оторваться и начать подниматься.


Помните: тёплый воздухстремится подниматься вверх, то есть он восходящий (поднимающийся), и он никогда не будет «течь» вниз. Если рельеф понижается, термик сходит.


Задержаться немного по ветру от предполагаемой линии срыва – отличная тактика для полётов над равнинами.


  Если выбранное вами место освещено солнцем и обдувается ветром, то оно заслуживает две звезды. Стоит попробовать, особенно если поблизости нет вариантов получше – хотя это всё ещё не гарантированный успех.

 
Рельеф


Ни солнце, ни ветер не создадут подъёмную силу без рельефа, с которым они могут взаимодействовать. На равнинах способность рельефа поглощать тепло от солнца имеет решающее значение для формирования термиков.


Тёмные поверхности нагреваются лучше, чем светлые.


Если надеть чёрную футболку в солнечный день на десять минут, а затем сменить её на белую, вы сразу почувствуете разницу. Тёмная область на местности, например, свежевспаханные поля, окружённые зелёными пастбищами, нагреется гораздо быстрее, чем поля вокруг. 


Однако важен не только цвет  текстура и ориентация также играют свою роль. Воздушные пузырьки легче перемещаются по гладкой поверхности или отталкиваются от неё, в то время как шершавые поверхности, как, например, стерня на поле с недавно скошенной культурой, могут иметь эффект, похожий на липучку, удерживая тёплый воздух. И хотя такие поверхности нагреваются медленнее, они дольше сохраняют тепло, в отличие от гладкой поверхности, которая быстро и часто отдает тепло. Поэтому такие места могут создавать более горячие воздушные пузыри.


В Пьедрахите в центральной Испании вы часто можете столкнуться с этим: поиск термиков на тёмных каменистых участках не даёт результата, в то время как полёт в светлые золотистые поля равнин часто приводит к резкому подъёму до облаков.


В горах цвет и текстура рельефа менее важны, чем его ориентация относительно солнца. Если склон горы направлен прямо к солнцу, он поглощает максимальное количество радиации и генерирует хорошие термики.


Самые надёжные длинные маршрутные полёты (XC) на протяжении всего дня сопровождаются погоней за солнцем. Они начинаются на восточных склонах, после полудня переходят на южные и на западные склоны ближе к вечеру. Пытаться попасть на западный склон рано утром – это часто рецепт раннего приземления, так же, как и попытка добраться домой в конце дня по восточным склонам.


Будете ли вы на равнине или в глубине гор, если местность впереди благоприятна для термиков, добавьте ещё одну звезду.

 

   Тёмный каменистый склон, который прямо обращён к солнцу и ветру, – это вариант на три звезды. Если у вас нет другого потрясающего варианта поблизости, вам будет неразумно отказаться от такого места.

 

Облака


Кучевое облако (cumulus или на жаргоне просто – «ку») – это видимая часть термика. Если над местом есть кучевое облако, значит, там есть восходящий поток, потому что такие облака формируются только благодаря поднимающемуся тёплому воздуху. Это одно из самых сложных правил для соблюдения в маршрутном полёте, потому что часто другие признаки сбивают с толку и уводят вас в сторону.


Кучёвки могут формироваться в неожиданных местах – не там, где вы обычно ожидаете их увидеть. Иногда вы замечаете облако прямо посреди долины – на первый взгляд, без всякой причины. И неважно, нарушает ли это всё, что вы знали о местной метеообстановке. Неважно, если вы даже понятия не имеете, почему оно появилось именно там.


Кучевое облако формируется только за счёт восходящего воздуха.


Если ку там есть – значит, вы сможете там набрать высоту. Мне не раз приходилось заставлять себя свернуть с заранее намеченного маршрута или нырять низко в место, которое, по всем другим признакам, выглядело неудачным, – просто потому, что рядом начал расти ку, показывая, где воздух точно поднимается. 


И наоборот, бывали случаи, когда я приземлялся в замешательстве – почему солнечный склон, который выглядел таким перспективным, «не сработал» – и только потом осознавал, что проигнорировал непонятную, но вполне досягаемую цепочку кучёвок, которая явно указывала на подъёмный воздух.


Это единственное правило XC-полётов, которое стоит соблюдать безоговорочно.

 

Продолжать двигаться по своему маршруту в безоблачную зону в день, когда кучёвки формируются в других местах – практически верный способ оказаться на земле или застрять.


    Если место, куда вы собираетесь, освещено солнцем, подвержено ветру, имеет благоприятный рельеф и над ним висит кучёвка – это четырёхзвёздочный выбор, и вы почти гарантированно сможете там набрать высоту.

 

Птицы и парапланы


Если вы нашли место, заслуживающее четыре звезды, есть только одна вещь, которая может дать вам ещё больше уверенности в наличии термика – это вид того, как кто-то или что-то уже набирает высоту в этом месте.


     Пять звёзд означают, что термик точно есть и он достаточно силён, чтобы вы могли в нём подняться. Игнорировать пятизвёздочную локацию стоит только в том случае, если в зоне досягаемости по курсу есть ещё более привлекательное место.

 

Система «Пять звёзд» – довольно точный способ оценить потенциал следующей точки маршрута. Однако полёт – это очень подвижное искусство. Небо постоянно меняется и развивается, и хороший пилот постоянно оценивает происходящее и обновляет мысленную картину неба впереди.

 

~

 

Я спросил одного из лучших пилотов Великобритании, Эдриана Томаса, о его методах обнаружения термиков. Живя в равнинной части центральной Англии, Эдриан летает в основном по равнине. Он поделился интересным взглядом на процесс обнаружения термиков и тем, что происходит у него в голове в перспективный день для хорошего маршрутного полёта.
 
«Прежде всего, очень важно уметь представить себе форму термика. Все термики отрываются от земли с грибовидной вершиной-воронкой, которая поднимается вверх, увлекая за собой хвост.


Хвост поначалу остаётся привязанным к земле – пока есть тёплый воздух, питающий его. Затем он отрывается и устремляется вверх к вершине. Самые быстрые подъёмы происходят именно в ускоряющемся хвосте – вот почему вы иногда быстро набираете высоту и догоняете пилотов, которые минуту назад были высоко над вами. Но чтобы остаться в этом потоке, нужно хорошо управлять крылом, иначе хвост просто пролетит мимо, а вы окажетесь в нисходящем потоке под ним.


На высоте я использую облака для поиска термиков. При переходах я внимательно вглядываюсь в облака, ищу места, где на основании облака формируются тонкие струйки – усики, втягивающиеся внутрь. Сами по себе усики ничего не значат (это может быть просто испаряющийся остаток облака), важна именно восходящая динамика.

На среднем уровне, между облаками и землёй, я прокладываю маршрут, чередуя наземные источники с облаками, и определяю термики на основании информации от турбулентности и по тому, куда меня сносит. 

 

Я представляю термики как поднимающиеся пузыри воздуха с бубликообразным вихрем наверху и длинным хвостом позади. Обычно мы не сталкиваемся с частью в виде бублика, если только не врежемся в самую верхушку термика (если есть облако – именно там этот вихрь в виде бублика и находится). Но чаще всего мы сталкиваемся именно с хвостом. Окружающий хвост воздух втягивается в восходящий поток. Это означает, что происходит снос к ядру термика, и сила восходящего потока будет усиливаться по мере приближения к нему. Следовательно, крыло, расположенное ближе к ядру, оказывается в более сильном восходящем потоке, чем крыло, находящееся от ядра дальше. Этот дифференциальный эффект создаёт отклонение купола по курсу и крену от ядра, но одновременно будет притягивать параплан к нему. 

 

Чтобы обнаружить термик на среднем уровне, нужно очень чутко чувствовать куда вас тянет, а также крен и разворот крыла, создаваемые потоком. Боритесь с креном и желанием крыла повернуть не в ту сторону, но следуйте туда, куда вас тянет. Используйте клеванты, чтобы выровнять крыло и лететь прямо, и поток сам затянет вас в ядро. Помните правило:

 

Крен вправо, разворот вправо, тянет налево – ядро слева!

 

Всё это – об «идеальных потоках», но термики на самом деле турбулентные создания, в которых подъёмы и нисходняки перемешаны. Обычно, по моему опыту, на среднем уровне турбулентность ощущается как волны, расходящиеся от ядра. Эти «волны» могут дать понять, где находится термик. Если вы пересекаете их под углом, они сначала воздействуют только на одну сторону крыла. Поворот в ту сторону приведёт вас к ядру.


Обнаружение термиков по таким колебаниям воздуха – дело непростое, и приходит с практикой и чётким построением модели термика, в котором вы набираете. Но как только вы это освоите – откроется новый уровень в вашем полёте и умении обработки потоков.


Когда я низко, я прокладываю маршрут над ключевыми наземными точками. Я продолжаю обращать внимание на облака и стараюсь оказаться одновременно над наземным триггером и под активной частью работающего облака.

Чем ниже я нахожусь, тем больше внимания я уделяю рельефу – холмам, солнцу, полям, текстуре поверхности и даже движущимся объектам, вроде машин или животных, которые могут спровоцировать высвобождение нагретого воздуха. Именно на малой высоте вы чаще всего встретите грибовидную вершину зарождающегося термика, а не его закрученный хвост. Если это произойдёт, ощущения будут совсем другими.


Представьте себе воздушный шар, ударяющий вас снизу. Вы почувствуете внезапный подъём, но затем «соскользнёте» с верхушки этого шара. Снос к потоку может быть очень сильным, в то время как крен и разворот будут не такими выраженными. Такое ощущение, будто вас схватила огромная рука и потянула в сторону. Если вы почувствовали, что крен, поворот купола и снос направлены в одну сторону – вы над головой термика, и вас из него уводит. Нужно противодействовать этому, поворачивая внутрь, чтобы найти ядро.


Центрирование ядра будет трудным, и скорость набора высоты ниже обычной – вы поднимаетесь с общей скоростью термика, а не с ускорением хвоста. Зато вы в восходящем потоке с самого начала, так что можете рассчитывать на подъём до самой верхушки, – ооочень маловероятно, что термик разрушится.
Когда вы попадаете в самую вершину термика, правило меняется, теперь оно звучит:

 

Крен вправо, разворот вправо, тянет вправо – ядро слева!»

 

~

 

Поиск термиков – это один из важнейших навыков, который вы будете развивать как пилот, и он стоит потраченного на него времени. Бывший рекордсмен мира Годфри Веннесс делился отличным упражнением, которое он использует для тренировки ощущений, описанных Эдрианом:

 

Когда я только начинал летать, я тренировался следующим образом: набирал высоту в домашнем термике на несколько сотен метров, потом вылетал из него на 5–10 секунд. Затем разворачивался и возвращался, стараясь снова найти этот термик. Я следил за поведением крыла по мере приближения – обращал внимание на тангаж, рысканье и крен, и замечал, как они меняются при подходе с разных углов, высот и при разном ветре. Повторяя это снова и снова, вы учитесь чувствовать приближение термика, как входить в него и в какую сторону лучше поворачивать, чтобы остаться внутри.

 

Брюс Голдсмит, чемпион мира 2007 года, трёхкратный чемпион Великобритании и вице-чемпион Европы, добавляет:


Будьте внимательны к незначительным изменениям вашей воздушной и наземной скорости, чтобы почувствовать, как наземная скорость увеличивается, если вы начинаете втягиваться в термик.


Рассел Огден, его товарищ по команде, трёхкратный чемпион Великобритании и вице-чемпион финала Кубка мира 2009 года, подтверждает:


Позвольте крылу идти своим путём и двигайтесь с потоком, а не заставляйте параплан лететь по прямой.

 

~


Обнаружение термиков – это искусство в духе дзен, объединяющее все ваши чувства с пониманием аэродинамики и метеорологии. Понимание того, как солнце, воздух и рельеф создают подъём – это только половина дела. Внимание ко всем движениям вашего крыла в воздухе – как вертикально, так и горизонтально – также критично для создания той ментальной картины, которая позволит вам «видеть» воздух вокруг.

 

Ваши приборы должны лишь подтверждать то, что говорят вам ваши ощущения!

 

Оригинальный текст 

 

Всем высоких и безопасных полётов!