Поиск и обработка потока. Часть 2
Автор: Bob Drury, перевод: Александр Леонов.
Почему птицы летают кругами? В какую сторону нужно поворачивать? Где будет ядро термика? Боб Друри делится советами от лучших пилотов мира о том, как они обрабатывают потоки.
Это – один из самых ярких и захватывающих моментов в жизни любого пилота. Сомневаюсь, что кто-либо, кто испытал это, сможет когда-либо забыть!
...Клевантные стропы резко натягиваются, и пойманная добыча яростно швыряет тебя вбок. Это ощущается так, будто ты только что подсёк свою первую крупную рыбу, и теперь она бешено бьётся на другом конце лески. Сердце бьётся чаще, ладони потеют, рот пересыхает. Это ведь не чтение журнала «Рыбалка и охота», и не просмотр передачи «В мире животных»? Хотя... у тебя есть крючок, леска и грузило, и ты зацепил ЭТО! Свой первый настоящий поток! Теперь главное – не упустить его!
Следующие секунды одновременно и опьяняющие, и полны идей:
- Влево или вправо?
- Закрутить плотно?
- Осторожно пробиваться внутрь или занырнуть прямо в глубину?
Чтобы максимально увеличить шанс сделать всё правильно, вам нужно иметь хорошее представление о форме, размере и структуре потока. Где находятся самые сильные зоны, где слабые и где его границы?
Восходящие потоки редко бывают равномерными. Почва, которая их породила, нагревалась неравномерно – где-то сильнее, где-то слабее – и поток формируется с «горячими» и «холодными» участками. Горячие зоны поднимаются быстрее и формируют ядра. Самый быстрый способ набирать высоту – это всё время удерживаться в самой горячей части восходящего потока, так как она поднимается быстрее всего. В безветренной обстановке ядра обычно стягиваются к центру потока.
Однако на практике мы редко летаем в безветренных условиях. Почти неизбежно будет дуть долинный или метеорологический ветер, который повлияет на структуру термика, придавая ему форму капли.
Сильные термики поднимаются быстрее и меньше подвержены влиянию ветра, тогда как слабые легче сдуваются боковым ветром, оставляя более активную зону подъёма с наветренной стороны. Вот почему опытные пилоты ищут зону лучшего набора, отлетая подальше от холма в ветреные дни.
Кроме того, поскольку термик имеет свою массу, метеорологический ветер поднимается по его передней части, словно по склону холма, создавая динамическую подъёмную силу. Это объясняет, почему иногда можно парить сбоку от кучевых облаков и почему растянутые шапки-капюшоны появляются на их вершинах, над которыми ветер усиливается.
Но прежде, чем задумываться о поиске ядра термика, нужно залететь в него достаточно, чтобы выполнить полный разворот на 360°, не выпадая из потока. Для этого многие пилоты используют правило «счёта до четырёх». Когда вы входите в термик, продолжайте лететь прямо, считая: «Один банан, два банана, три банана, четыре!» Если на «четыре» вы всё ещё внутри термика, значит, он достаточно большой для набора высоты.
Но в какую сторону сделать первый поворот? Парапланы ведут себя по-разному, залетая в термик, в зависимости от угла входа. При первом попадании в поток невозможно точно определить его положение относительно тебя или его форму. Поэтому лучше следовать базовым рекомендациям.
Прежде всего, постарайтесь исследовать термик, создать у себя в голове его трёхмерную модель. И первым делом после того, как вы на него наткнулись, желательно покрутить «восьмёрочки»... разве только вы не находитесь очень низко и не зажаты рельефом при сильном ветре. По этой же самой причине и птицы у вас над головой безмятежно нарезают круги в солнечный день. Потому что – это самый эффективный способ полёта и лучший способ изучения термика.
Greg Hamerton объясняет, что делать в потоке
(включаем встроенные на YouTube субтитры на русском, у Rutube субтитров нет)
Тест-пилот Ozone, Рассел Огден, сказал мне:
Если я чувствую, что меня сильно тянет в одну сторону, то понятно, в какую сторону повернуть. Но если я не уверен и чувствую, что выбор направления спирали не очевиден, и я могу повернуть в любую сторону, то я поворачиваю сначала в одну сторону на пару секунд, а затем делаю разворот в противоположном направлении, как если бы я на машине заехал на круг. И вот я уже в правильной позиции – обкручиваю центр термика и не проваливаюсь в нисходняк.
Если вы попали в термик, паря вдоль склона, также нужно учитывать безопасность относительно рельефа. Отверните от склона и отлетите достаточно далеко, чтобы выполнить первый разворот на 360°, не столкнувшись с ним.
Первая спираль обычно самая сложная, так как угол наклона ещё не установился, и купол часто маятником отклоняется назад после первых 180°, стремясь там и остаться, теряя энергию для поворота. Надо кратковременно приотпустить клеванты, чтобы крыло вернулось в положение «над головой». При этом параплан восстанавливает энергию и обретает скорость для продолжения поворота. Возникают странные ощущения, что рельеф мчится вам навстречу (прим. переводчика - речь идёт о спирали у склона).
После первой спирали на 360° крыло должно стабилизироваться, и картина перед глазами больше не будет так стремительно приближаться при каждом повороте. После выполнения трёх последовательных спиралей на 360° в постоянном подъёме и с постоянно поющим вариком, пора начать исследование в поиске самого сильного набора.
Если ветер не сильный, простая схема центровки потока будет эффективна: при попадании в более сильные участки подъёма при выполнении спирали слегка выпрямляйте траекторию и двигайтесь глубже в этом направлении перед следующим поворотом внутрь. Каждый раз вы будете приближаться к ядру.
Бывший рекордсмен мира, Годфри Веннес, сказал мне:
«Мы учим наших студентов следовать за звуком вариометра, чтобы поймать термик.
– Лети так, чтобы звук оставался на пике. Лети прямо, когда звук усиливается, и поворачивай, если он начинает снижаться. Изучи тоны и установи акустические задержки, чтобы понять, что ты в максимальном наборе в центре ядра (пиковый звук).
В большинстве случаев сильного подъёма/ядра нужно поворачивать до того, как пик теряет интенсивность, иначе ты пробьешь термик и вывалишься на другую его сторону. Придётся делать неэффективный крючкообразный разворот, чтобы вернуться.
Маятниковые движения параплана также могут искажать звуки. Будь внимателен – внезапный резкий поворот увеличит тон на мгновение, так как ты поднимаешься выше, и создётся впечатление, что ты попал в ядро.»
Годфри предупреждает:
«Неопытные пилоты каждый раз попадаются в эту ловушку, в то время как опытный пилот в устойчивой спирали обгоняет их.»
Если есть ветер, нужно найти наветренную/переднюю кромку термика – чтобы найти зону максимального подъёма. Попутно найдя и ядро, и динамическую подъёмную силу ветра, поднимающегося по передней части термика.
Это заметно, что параплан замедляется относительно ландшафта каждый раз, когда пилот поворачивает против ветра. Если выпрямлять траекторию на мгновение, каждый раз, когда вы поворачиваете против ветра, вы медленно приблизитесь к наветренной стороне термика и к лучшему подъёму.
Достигнув наветренной стороны термика, вы почувствуете увеличение подъёмной силы, когда столкнётесь с динамической подъёмной силой, в том месте, где ветер поднимается по «лбу» термика, но затем, если пролететь слишком далеко, то можно выпасть в нисходящий поток.
Вылет из наветренной стороны термика всегда менее проблемный, чем вылет из подветренной стороны. Достаточно быстро развернуться и полететь обратно по ветру, через динамик – обратно в наветреную зону с максимальным подъёмом.
Вывалиться из потока с подветренной стороны – намного хуже. Есть высокий риск попасть в зону сильного нисходняка, и придётся разворачиваться против ветра и медленно возвращаться через нисходящий поток, чтобы снова попасть в самое слабое восходящее движение. Если увидите, как кто-то вываливается из вашего потока и словно свободно падает вниз – скорее всего, он выпал из потока с подветренной стороны.
Так в чём же, собственно, суть того, что мы пытаемся сделать? Как лучше управлять парапланом и максимально использовать все его возможности для поиска потока?
Хью Миллер, бывший чемпион Великобритании, даёт такой совет:
«Гасите колебания внешней клевантой. Старайтесь удерживать параплан спокойным и стабильным над головой. Поддерживайте постоянный крен, насколько это возможно, контролируя нырки параплана с помощью смещения веса, резкими короткими командами внешней клеванты, удерживая её там, где это необходимо, всегда глядя и наклоняясь внутрь спирали. Не позволяйте термическому потоку запугать вас. Летайте активно».
Рассел Огден говорит:
«Вам нужно уметь и плотно крутить, и без усилий переключаться на плавный спокойный поворот. Распространенная ошибка пилотов заключается в том, что они не поворачивают достаточно плотно в термических потоках.
Нужна уверенность в своих навыках, чтобы поставить крыло в крен и загнать его в плотную тугую спираль, когда вы нашли ядро. Это может быть очень непросто, ведь воздух в ядре может быть довольно турбулентным. Важно хорошо знать своё крыло и уметь контролировать угол наклона и энергию внутри параплана, чтобы создать нужный крен без риска срыва.
Если я хочу немного протянуть спираль, я продолжаю также работать весом, но слегка работаю внешней клевантой. Это меняет направление без лишних движений крыла. Когда хочу продолжить спираль – отпускаю внешнюю и снова работаю только внутренней клевантой. Так вы избегаете лишних кренов и всегда готовы затянуть разворот, ведь вес уже на нужной стороне».
Рассел добавляет:
«Чем агрессивнее поток, тем агрессивнее я летаю. Чем он мягче, тем плавнее я управляю, держу клеванту так, будто это хрупкий бокал вина, который нельзя разлить или разбить».
Используя внешнюю клеванту, чтобы менять радиус разворота, вы начинаете исследовать поток, а исследование здесь значит всё. Трёхкратный вице-чемпион Великобритании Иннес Пауэлл однажды сказал мне:
«Если ты сделал две одинаковых спирали – ты себя подвёл. Ты упустил возможность собрать больше информации о потоке».
Бывшая чемпионка мира среди женщин Луиза Крандаль отмечает, что нужно быть открытым всей доступной информации:
«Важно замечать любые изменения в воздухе. Если вы видите признаки лучшего потока в другом месте – действуйте и меняйте направление, чтобы попасть туда.
Пока я обрабатываю поток, всё моё внимание сосредоточено на запахах, температуре, смене направления ветра и, конечно, всех сигналах, которые дают мне параплан и варио.
Я меняю направление разворота, когда это имеет смысл, и всё время перемещаюсь по небу в поисках лучшего восходняка. Звучит утомительно, но на самом деле нет. Стервятники спят, пока обрабатывают потоки – и мы можем так же. Когда это становится стилем полёта, всё воспринимается как езда на велосипеде, только веселее».
Луиза, у которой есть обученный степной орёл, летающий с ней, точно знает, чему мы можем научиться у птиц:
«Следуйте за птицами. Они – мастера неба, делайте как они. Всё просто. Я перестала мыслить стандартными схемами, которым училась годами, и просто стала следовать за ними.
Внезапно я стала обрабатывать потоки лучше, чем когда-либо. Я поняла: птицы не летают по кругу. Они делают повороты в потоке, но ни один из них не представляет собой идеальную спираль. Каждый виток отличается – они постоянно корректируют траекторию и перемещаются туда, где поток сильнее, или вообще уходят на сотню-другую метров в сторону в поисках лучшего восходящего потока.
Если у вас есть возможность лететь с птицей – следуйте за ней как можно ближе. В зависимости от вида птица может попытаться оторваться от вас, но даже если она покинет поток, и у вас есть запас высоты, стоит за ней полететь.
Парящие птицы всегда остаются в потоке как можно дольше – даже с надоедливым парапланеристом на хвосте! Так что у них всегда есть чему поучиться».
Действительно, хорошие пилоты всегда стремятся выжать из потока максимум – поэтому постоянно исследуют. Часто они не крутят в ядрах слишком плотно, потому двигаются вместе с гагглом (группой пилотов), выбирая лучшие участки потока. И делают они это, оставаясь максимально внимательными ко всей доступной информации. Если они видят параплан или птицу, поднимающихся быстрее, они летят прямо туда, чтобы получить лучший подъём.
Как присоединиться к группе в термике
Присоединение к оживленному термическому потоку похоже на прыжок на кольцевую развязку на детской площадке. Если вы попытаетесь прыгнуть прямо в середину или, что ещё хуже, против направления потока, вы устроите ДТП с серьёзными последствиями. Чтобы безопасно залететь в термик, «заруливайте» по внешней стороне кольца, пока не найдете место или вам его кто-то не предложит, а затем тихонько встаньте в поток.
Совместная обработка потока требует от всех участников признания того факта, что свобода их перемещений в термике теперь ограничена. Однако ценность информации от других пилотов в гаггле – огромна!
Искусство обработки термиков неразрывно связано и с построением их мысленной модели, и с исследованием потоков, и с умением слушать своё крыло, воспринимать новую информацию. Чтобы освоить это, нужно иметь хорошее представление о структуре воздуха и очень много практики, чтобы привыкнуть к ощущениям, которые дают параплан и поток.
Оригинальный текст