Конвергенция. Часть первая.
Автор: Bruce Goldsmith, перевод: Александр Леонов.

Помню, когда я начал летать, я узнал о странном явлении под названием «конвергенция». В книгах конвергенция всегда обсуждалась как нечто необычное, как если бы она происходила только в определенных местах, например на побережье, или в определенных редких условиях. Однако, к своему удивлению, я обнаружил, что конвергенция встречается повсюду: в горах, на равнинах, на прибрежных участках и в долинах. И что во время среднестатистического полета вы, вероятно, столкнетесь с ней хотя бы раз, если не больше. В Альпах я бы сказал, что конвергенция наблюдается как минимум в 50% всех моих полётов.
Что такое конвергенция?
По сути, это встреча двух ветров разного направления. Как правило, если потоки воздуха встречного направления имеют разную массу, один будет обтекать другой, поднимаясь над ним, создавая на границе область движущегося вверх воздуха. Иногда случается, что оба потока имеют одинаковую температуру и плотность, тогда они вместе устремляются вверх, также образуя зону подъёма. В местах, где наблюдается конвергенция, термики обычно более "сконцентрированные" и мощные, потому что воздух вокруг уже поднимается вверх.
Конвергенция морского бриза.
Пожалуй, самый понятный тип конвергенции. Обычно она возникает, если береговая линия относительно прямая, преобладающее направление ветров со стороны моря, а на суше наблюдается выраженная термическая активность.
Когда земля нагревается и начинается конвекция, холодный, более плотный морской воздух по всему побережью вторгается вглубь суши. В точке, где прохладный морской воздух встречается с теплым внутренним воздухом, и появляется конвергенция, по форме образуя что-то наподобие небесной лётной горки. Линия конвергенции постоянно перемещается вглубь суши в течение дня, пока термическая активность полностью не прекратится: то есть насколько далеко вы находитесь от берега и показывает, где эта линия находится в данный момент времени.
На что это похоже?
Вы можете опознать появление конвергенции по следующим признакам.
Во-первых, по изменению направления ветра на земле. Колдун переключится с направления «дует с берега» на «дует с моря» за считанные минуты. Воздух при этом станет прохладнее.
Во-вторых, по облакам. Над областью конвергенции кучевые облака обрываются, образуя плотную линию, а за ними – голубая дыра со стабильным воздухом. Со стороны моря база облаков будет ниже, чем со стороны берега.
В-третьих, часто на стыке облаков с разной базой можно будет наблюдать вертикальный «занавес» из облаков, который может выглядеть как более темные тонкие облачка, свисающие под плоским основанием кучевых облаков.
Эти три индикатора могут иногда появляться одновременно, что сильно упрощает определение зоны конвергенции, особенно при наличии контрольных облаков. Однако в дни «голубых термиков» обе стороны конвергенции могут быть безоблачными и голубыми, поэтому изменение направления ветра на земле может быть единственным признаком морского бриза. Но мой опыт полётов в подобных условиях научил меня, что при сочетании голубого неба и морского бриза холодный воздух со стороны моря часто становится немного более туманно-синего цвета, чем воздушные массы со стороны материка, создавая в воздухе неотчётливо просматривающуюся «линию». Также морской воздух обычно более чистый, а видимость на суше ограничена пылью или дымом. Этого достаточно - если вы посмотрите внимательно - чтобы определить, где находится зона конвергенции. Также стоит отметить, что если рядом с побережьем есть гряда холмов, то можно ожидать, что область конвергенции будет располагаться вдоль этой возвышенности.
Применяем знания на практике!
ОК, конвергенцию мы нашли, переходим к делу! Самое главное правило – летать вдоль её границы со стороны суши, поскольку густой прохладный морской воздух обычно стабилен. Для набора высоты используем либо термики (когда они есть), выпаривая как обычно, либо, когда термиков нет, летаем галсами вдоль линии конвергенции, словно в динамике от холма. Очень важно внимательно следить за тем, чтобы случайно не «соскользнуть» на сторону холодного морского воздуха. Тогда вы очень быстро окажетесь на земле. Но случается, что пилотов, которые выпаривают достаточно высоко, поднимает и в обратно циркулирующем к морю потоке. Визуальным признаком этого подъема являются кучевые облака, простирающиеся в сторону моря от фронта морского бриза.
Единственный способ улететь на маршрут в этих условиях – лететь вдоль линии конвергенции. Если вы попытаетесь улететь от неё в любом направлении, то столкнетесь либо со стабильным воздухом, либо со встречным ветром. Но оставаться в русле конвергенции не всегда так просто, как кажется. Часто «линия» не прямая и имеет тенденцию в одних местах сдвигается вглубь материка, а в других находится близко к берегу. Это зависит от характера береговой линии и рельефа. Морские бризы чаще предпочитают заполнять небольшие долины у побережья, чем подниматься по небольшим холмам. Места, знаменитые своими протяженными зонами конвергенции, – это, например, всё южное побережье Англии, когда там преобладает северный ветер (Джон Пендри однажды так пролетел здесь 250 км), западное побережье Калифорнии и восточное побережье Испании недалеко от Барселоны при восточных ветрах.
Иван Колесников пролетает часть маршрута в конвергенции (Крым, Танковое - Джанкой), смотрите на 3й минуте.
Продолжение следует...




